12iliya

Святой пропрок Божий Илия.

В Ильин день прошлого года наш рассказ о пророке Божьем Илье  остановился на бегстве св. пророка от царицы Иезавели в Сарепту к благочестивой женщине. В третьей книге Царств, в 17-й главе, начиная с 17-го стиха, мы читаем: После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и бо­лезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыха­ния. И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Бо­жий? ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умерт­вить сына моего. И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял он его с рук её, и понёс его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель. И воззвал к Господу и сказал: Господи, Боже мой! неужели Ты и вдове, у кото­рой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына её? (3 Цар. 17, 17-20). И дальше мы читаем, что Господь услы­шал молитву пророка: мальчик ожил, и Илия возвра­тил его женщине. В последнем стихе этой главы гово­рится: И сказала та женщина Илии: теперь-то я узна­ла, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно (3 Цар. 17, 24).

Св. пророк Илья пришёл к сарептской вдове, и был радушно принят, когда в её земле был повсеместный голод. С приходом пророка Господь восполнял её нужду в пище самым чудным образом! Её сердце преисполнилось благодарностью Богу за Его милость и щедрость. Но вдруг смерть сына бросила свою тень на её радость. И из уст убитой горем матери вырываются негодования, обиды и упрё­ки, обращённые к Илье: Что мне и тебе, человек Божий? ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего (3 Цар. 17, 18). В один миг забыты все прежние дары Божьи! Теперь тот, с которым они пришли в дом, виновен в смерти её единственного сына. Как часто бывает в жизни, что вслед за каким-нибудь особым даром Божьим следует и особое испытание. И человек, не подготовленный к это­му, недоумевает. Он начинает негодовать, искать ви­новного. «Ты, человек Божий, виновен в смерти моего сына! Если бы ты не пришёл в наш дом, мой сын не умер бы!» - так отреагировала эта женщина на случивше­еся.

То, что произошло с женщиной из Сарепты Сидонской, многократно повторяется в жизни многих людей, которые вступили в соприкосновение с живым Богом. Почему-то человеку свойственно думать, что если он покаялся и старается жить по заповедям Божьим, то путь его обязательно должен быть усыпан цветами, и ему долж­на во всём сопутствовать удача, что он будет избавлен от всех тревог и испытаний. К такому выводу человек может прийти только по своему невеже­ству, по незнанию того, что говорит по этому поводу Слово Божье. Постигшее нас испытание не должно восприниматься как недопустимое для людей Божьих - оно должно прини­маться как нормальное явление в жизни каждого хрис­тианина. В Писании говорится: многими скор­бями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Так же и Апостол Пётр пишет: Воз­любленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного (1 Пет. 4, 12).

 

 

«Огненные искушения» - даются нам во благо. Ни одно страдание не может нас постигнуть без позволения нашего Госпо­да. Эти «страдания» допущены Им, они от Него, и они для нашего блага. А если они от Бога, то мы можем быть уверены в том, что Он допускает их в на­шей жизни, потому что любит нас.

Вспомним, что ещё во время болезни Лазаря сёстры Марфа и Мария послали сказать Иисусу, что тот, кого Он любит, болен (Ин. 11, 3). Они как будто напоминают Господу, что если Он действительно любит их брата (а об этом Он не раз говорил), то теперь пусть докажет Свою любовь и по­спешит исцелить его. Но вместо того, чтобы поспешить к ним на помощь Спаситель задержи­вается. Своим промедлением Он позволяет Лазарю умереть. Как это понять?

У Бога есть определённая цель - и цель эта благая. Мы с вами видим всё в насто­ящем. Наше зрение ограничено, поэтому мы часто в не­доумении, когда нас постигают испытания. Мы дела­ем то же самое, что сделала вдова из Сарепты Сидонской. Мы ищем причины не там, где следует их искать, пытаемся кого-то обвинить в случившемся. И легче всего обвинить нашего Благодетеля, нашего Господа. Ты при­шёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего, - так говорит пророку Илье женщина-вдова (3 Цар. 17, 18). Примерно такие же слова мы слышим и из уст Марфы: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (Ин. 11, 21). Ты не пришёл, когда мы звали Тебя, а ведь Ты говорил: Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится чрез неё Сын Божий (Ин. 11, 4), - но Лазарь умер. И теперь уже поздно. Ты не сдержал Своего слова.

Разве мы не произносили нечто подобное? Разве мы не обвиняли Бога? Нам известен исход этой истории с умер­шим Лазарем. Мы знаем, что Иисус сдержал Своё сло­во: хотя болезнь Лазаря и закончилась смертью, Хрис­тос воскресил его, и этим самым Бог был прославлен. Но почему же всё-таки Господь допустил им пройти через такое тяжёлое испытание? Как объяснить, что Иов, человек непороч­ный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1, 8), прошёл через «огненные испытания»? Ответ на этот вопрос даёт сам же многострадальный Иов, когда в конце своих испытаний он восклицает: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя (Иов 42, 5).

Цель каждого постигающего нас испытания за­ключается в том, чтобы мы ближе и глубже познали нашего Господа, чтобы мы увидели Его глазами веры. Вот к такому близкому познанию Бога ведёт нас Дух Святой, и этот путь познания идёт через «огненные испытания». А препятствием на пути близкого обще­ния с Господом является то, что мы не положили на алтарь нашего возлюбленного сына «Исаака», которого мы и не думали при­нести в жертву. Вне всякого сомнения, что для бедной вдовы самым большим сокровищем был её сын. Это был её «Исаак», её единственный сын. И вот теперь он безнадёжно болен: болезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыхания (3 Цар. 17, 17). Удар про­видения оказался слишком тяжёлым для этой бедной женщины. А, ведь она могла в этот момент сказать так, как сказал Иов: Господь дал, Господь и взял; да будет имя Гос­подне благословенно! (Иов 1, 21).

Сколько раз мы сожалели о словах обвинения, оп­рометчиво сказанных нами в момент страдания! Вместо того, чтобы верить, что Бог имеет о нас намерения во благо, а не на зло (Иер. 29, 11), мы огорчали Его нашими упрёками и вопросами: «Почему, Господи, ты допустил это?» Но Господь не обвиняет нас. Без слов укора Илия от имени Господа говорит вдове: Дай мне сына твоего (3 Цар. 17, 19). Бог даёт нам возможность вверить Ему наше горе. «Передай твоё горе в Мои руки», - говорит Господь. И когда мы передаем своё горе в Его руки, оно окажется не поте­рей для нас, а величайшим даром.

Совершённое чудо воскресения сына Сарептской вдовы было ответом на её веру. Если бы она не отдала умершего сына пророку Илии, то сын остался бы мёртвым. Так что, несмотря на гнев и горечь, несмотря на высказан­ные упрёки, Господь не обходит милостью женщину, которая доверила своего сына в Его руки. Он даёт воз­можность покаяться. Мать несёт своё горе тому, ко­торого она только что обвиняла, и в этом действии проявля­ется её покаяние и вера.

Многие наши испытания  допущены для того, чтобы через них был прославлен Сын Божий. Если мы сейчас сделаем первый шаг веры, то лю­бящий нас Господь, Которого, возможно, мы не раз огорчали свои­ми упрёками и своим недоверием, Сам отрёт слезу нашу (Отк. 21, 4), примет и простит нас и воскресит «нашего умершего сына». Он хочет проявить силу вос­кресения в том, что мы считаем уже полной потерей. Господь говорит: Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? (Ин. 11, 40). Даже если наша вера слаба, мала, и не больше чем гор­чичное зерно, все равно надо верить! Верить в то, что Он имеет по отношению к нам намерения во бла­го, а не на зло.

В лице пророка Илии мы имеем прекрасный прооб­раз нашего Спасителя. Точно так, как Илия, взяв мёрт­вого мальчика в свою горницу, простёрся над ним, воз­звал к Господу, и мальчик ожил; так же и наш мило­сердный Господь взял нас, мёртвых по преступлени­ям и грехам (Еф. 2, 1), понёс на Голгофу, взял на Себя нашу вину и этим дал нам жизнь вечную. Разве это не милость? Всё, что мы могли дать Ему - это нашу греховную жизнь, которую Он вознёс на Голгофу, где Своей смертью спас нас, оправ­дал и дал нам новую жизнь. Кровь Иисуса Христа очистила нас от всякого греха (1 Ин. 1, 7). Аминь.