Мы с вами отмечаем сегодня праздник Сретения Господня. В этот день всегда приходит на память образ старца Симеона, и его слова: "Ныне отпущаеши, раба Твоего, Владыко". В этот день так же вспоминаются слова другого пророка – Исайи: "И до старости вашей Я тот же буду,- говорит Бог, - и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас" (Ис. 46, 4).

Бог остаётся неизменным и тогда, когда мы приближаемся к преклонным годам. Седовласые старцы хорошо помнят, как их в детстве приводили в храм Божий, и как они слышали те же самые песнопения, которые и сейчас мы слышим. Слыша призыв к молитве, мы наверняка вспоминаем, как священник, который был в старые дни, выступал с подобным словом и пятьдесят лет назад, но само это слово от этого ничуть не утратило своей насущности. Оно всё ещё такое же: та же хвала, та же молитва, то же толкование Библии, та же проповедь.

Мы не можем представить себе Бога иначе, как только неизменным. Мысль о неизменности Бога, находит своё продолжение в том, что Он также неизменен и в Своём отношении к нам; что Он так же будет носить нас на своих руках, так же будет избавлять нас, так же будет терпеть нас, как Он делал это раньше. Мы верим, что Кровь Христа в равной степени сильна омыть грехи, сделанные как за семьдесят дней, так и за семьдесят лет; что у Бога нет лицеприятия; что все возрасты для Него одинаковы и что приходящего ко Христу Он не изгонит вон. Мы уверены, что все те блага, о которых говорит Библия, будут оставаться благами во все времена. Кроме этого, у нас есть ещё и живые свидетели, из здесь стоящих, которые могут рассказать, как Бог несёт их на своих руках сейчас так же, как Он делал это во дни их молодости, и что Он продолжает их нести. И они могли бы сейчас со слезами на глазах сказать молодым: «Дети! Доверьтесь вашему Богу! Он не оставил меня!»

Спросите любого пожилого христианина, может ли он припомнить, чтобы Бог хоть когда-либо за всю его жизнь его оставил, и вы увидите, как он покачает головой и скажет: «Если бы, молодой человек, у меня было ещё семьдесят лет жизни, я по-прежнему верил бы Ему. За всё то время, сколько Господь вёл меня по моему жизненному пути, не было ещё ни разу такого, чтобы Он подвёл меня. Ни одно обетование не осталось неисполненным, – все сбылись. Мне не о чем жалеть, кроме как о своих грехах».

А теперь мы перейдём к тому, чтобы научиться смотреть на преклонный возраст как на особую пору жизни, и увидеть неизменность Божьей любви, которая подкрепляет верных в их преклонные годы. Старость – это пора особенных воспоминаний, особенных надежд и забот, особенного блаженства и обязанностей; и всё же во всём этом Бог остаётся тем же, даже если человек становится особенным.

Пожилой возраст – это возраст памяти. Наши отцы, оглядываясь назад, могут заглянуть в своё прошлое, которое в три-четыре раза глубже того прошлого, которое лежит за нашими плечами, и которое можем вспомнить мы. Какая богатая память у стариков! Сколько пережитых радостей они могут вспомнить! Сколько раз их дома наслаждались изобилием! Сколько раз они слышали радостный смех в своём доме! Сколько незабываемых встреч в молитве с Господом у них было! Сколько благодатных богослужений они посетили! Сколько отвеченных молитв наполняли радостью их дух! Сколько счастливых избавлений были причиной их веселья! Оглядываясь назад, они могут насчитать тысячи Божьих милостей! У них есть право от сердца говорить вместе с псалмопевцем Давидом: "Так, благость и милость сопровождали меня во все дни жизни моей" (Пс. 22, 6).

Есть ли такие скорби, которые не пережили бы старые люди! Сколько раз им доводилось лежать на одре болезни! Сколько часов горьких страданий и мук! Сколько периодов скорби, немощи и приближения к могиле! Как много раз старики подходили к тому рубежу, откуда ни один земной путник не возвращается! Сколько раз их спина ощущала на себе бич Божий! И всё же, оглядываясь назад на всё это, они говорят: И до старости моей Он остался тот же; и до седины моей Он носил меня. А как часто приходилось этим старикам провожать в последний путь и хоронить тех, кого они любили! На кладбище, возможно, лежат их любимые супруги, и они ходят туда плакать. На памяти у них, возможно, сыновья и дочери, которые были взяты на небо почти сразу же, как только появились на свет; или, возможно, успевшие дожить до цветущей юности и ушедшие из жизни прямо в расцвете своих сил. А сколько похоронили они старых друзей! Сколько раз искушение пыталось расшатать почтенного старца или старицу! Сколько раз приходилось им бороться с сомнениями и страхами! Как изранены дорогой к небу их ноги! Из-за неровностей её они покрылись мозолями; но они могут подтвердить нам, что, несмотря на всё это, Христос сохранил их до сего дня, и не оставит их. Вывод такой: "И до старости моей Бог остался Тот же, и до седых волос моих Он носит меня".

У пожилого человека также особенные надежды. У него мало надежд на будущее в этом мире, однако у него есть одна драгоценная надежда, та самая, какая была у него, когда он впервые уверовал во Христа. Он рассчитывал на то, что однажды будет с Иисусом Сладчайшим; этого же он ожидает и сейчас. Разве всё это не доказывает то, что хотя наши надежды и несколько поблекли в сравнении с тем, какими они были раньше, всё же по-прежнему Бог остаётся Тем же, и Он будет носить нас даже до седины нашей.

Старость – это пора особенных забот. Пожилой человек не беспокоится о многом, как это делаем мы, потому что у него уже не так много дел, о которых ему нужно беспокоиться. У него нет уже заботы о том, как начать своё дело. Ему не нужно ставить на ноги своих детей. Ему уже не нужно с тревогой следить за здоровьем своих малолетних членов семьи. Теперь ему приходится больше уделять внимания своему телесному здоровью. Он не может теперь бегать, как это бывало раньше; походка его стала более спокойной. Желания его не так сильны, как прежде; тело его начинает трястись, дрожать и слабеть. Если бы Господь был нашим Богом только тогда, когда мы были крепкими молодыми людьми, тогда бы мы могли бы считать, что Он любит нас за то, что мы можем сделать для Него. Но теперь, когда человек стал немощным пенсионером, может ли быть у него какое-нибудь лучшее доказательство того, что Бог неизменен, если он видит, что Господь любит его и сейчас, когда он так мало может для Него сделать? Даже физические боли старца - есть доказательства любви Божьей. Ведь Господь, разбирая по кирпичику ветхий дом его тела, воссоздаёт его вновь в более светлом мире, чтобы уже никогда больше его не разрушать.

Не будем также забывать, что есть ещё одна забота, – слабость ума. Есть немало замечательных случаев, когда и в старости человек столь же одарён, как и в молодости; однако у большинства наблюдается некоторое ослабление ума, особенно памяти. Старики не могут вспомнить, что они делали вчера, хотя, как это ни странно, хорошо помнят, что делали пятьдесят, шестьдесят или семьдесят лет назад. Они многое забывают из того, что хотели бы помнить; но всё равно они находят, что Бог один и Тот же. Они находят, что Его благость не зависит от силы их памяти; что сладость Его благодати не зависит от их способности различать вкус. Когда они вспоминают то немногое, что ещё могут запомнить из прослушанной ими проповеди, они чувствуют, что она всё ещё воздействует на их сердце столь же сильно, как и тогда, когда их память была хорошей. Таким образом, они ещё раз убеждаются, что Бог, хотя даже память их малость подводит, носит их до самой седины, до старости, и что Он всегда остаётся для них Тем же Самым.

Но главная забота старости – это смерть. Молодые могут умереть когда-то; старым же предстоит умереть скоро. Каждый пожилой христианин чувствует, что, даже если все будет продолжать идти своим чередом, и с ним не случится то, что называют внезапной смертью, нет никакого сомнения в том, что ещё пройдёт десять или двадцать лет, и он должен будет предстать пред своим Богом. Но какими же короткими кажутся ему эти последние годы! Его единственная забота теперь – исследовать себя, в вере ли он. Он боится, что если сейчас окажется, что он не в вере, то как ужасно тогда будет ему, всю свою жизнь считавшему себя верующим, в конце обнаружить, что все его труды не принесли ему ничего, кроме одного пустого имени, которое легко изгладит смерть. Он понимает теперь, какая серьезная и важная это вещь – Священное Писание. Он понимает, что мир – ничто. Он чувствует, что близок Страшный Суд.

Далее, старость имеет своё, особенное, блаженство. Ветхий старец гораздо ближе к своему вечному дому, чем молодые и здоровые. Молодые люди только начинают испытывать некоторые из обетований Божьих, но старики могут перечислять их одно за другим, говоря: "Вот это я испытал, и это, и это". Молодёжь говорит: "Я надеюсь, что эти обетования истинные", а старец говорит: "Я знаю, что они истинные", и он может рассказать - почему.

Старые люди не имеют сомнений, какие есть у молодых по поводу истин Библии. Молодые подвержены сомнениям; но когда они становятся старше, они начинают становиться все тверже и крепче в вере. Это особое благословение, – дожить до такого возраста, когда вера имеет уже хорошую, прочную опору.

У пожилого христианина, есть особенные радости другого свойства, а именно, у него больше особенного общения со Христом. Когда земных радостей становится меньше, Господь даёт больше духовных.

И, наконец, пожилой христианин имеет особенные обязанности. Есть некоторые вещи, которые может делать только старец. Псалмопевец говорит о престарелых святых: "Они и в старости плодовиты" (Пс. 91, 14). Рассмотрим некоторые из этих плодов.

Одной из особенных обязанностей стариков является свидетельство. Допустим, молодой человек выходит вперёд и говорит: Я не видел праведника оставленным, и детей его просящими хлеба! Кто-то непременно скажет в ответ: «Тебе ведь нет ещё и двадцати лет; что ты можешь знать об этом?» Но если выйдет старец, и скажет эти слова, - с какой силой прозвучит это свидетельство! Старые мужчины и женщины должны стараться всегда, когда только могут, свидетельствовать о Божьей верности и говорить, что и теперь, когда они уже состарились и поседели, Бог не оставляет их.

Есть и ещё одна обязанность, которая в особенности является делом стариков, и она состоит в утешении молодых верующих. Никто так не способен обращать в веру молодёжь, чем добросердечные старики. С каким вниманием молодой человек слушает старца, когда он говорит ему: «Не бойся: я прошёл через воды жизни, и они не потопили меня; через огонь, – и он не опалил меня. Уповай на Бога; ибо до самой старости Он – Тот же, и до седины Он будет нести тебя.

Затем есть ещё одно дело, которое является уделом стариков, – дело предостережения. Предупреждения старца имеют больший вес; и это сугубо их дело – наставлять неблагоразумных и предостерегать неосмотрительных. Старец Божий говорит молодым: «Великое счастье – начать с самой ранней поры жизни любить Бога и служить Ему!» Самые лучшие из пожилых христиан те, которые и в юности были верующими. Некоторые пожилые христиане имеют так мало благодати именно по этой причине, – что они не были ещё в юности своей христианами.

Люди среднего возраста всегда погружены с головой в свои дела, и лишь иногда их посещает мысль о том, что будет с ними в старости. Они говорят: «Предположим, я доживу до старости и буду как такой-то или такой-то – только бременем для людей; нет, я не хочу такого!» Таким маловерным мы говорим: «Не вмешивайтесь в Божьи дела, – оставьте это на Его усмотрение. Живите для Бога сейчас, и Он никогда не отвергнет вас, когда вы состаритесь. Не откладывайте на старость Божий труд и не уклоняйтесь от него, но лучше доверьте Ему своё будущее. Трудитесь в поте лица, но берегитесь, чтобы вы не повредили своему духу и не стали стяжательными и эгоистичными при этом».

И, наконец, достопочтенные старцы и старицы не должны допускать, чтобы молодые заставали их погружёнными в уныние, сидящими в своём кресле, брюзжащими и ворчащими. Когда их видят бодрыми и радостными поневоле окружающих посещает мысль: какое счастье быть христианином. Когда мы видим старика угрюмого и раздражительного, мы начинаем думать, что Господь оставил его. От ворчливых стариков дети бегут, но нет такого ребёнка, который не любил бы своих дедушку и бабушку, если они бодрые и весёлые. Детей можно вести к небу, если лицо ведущего будет сиять небесным светом, но вести молодых к небу никогда не получится, если путеводитель будет злым и раздражительным, им тогда будет неинтересно с таким.

Пожелаем старцам всегда радоваться вместе с народом Божьим и быть для молодых свидетелями и доказательством того, что даже и до старости Бог хранит человека, и что когда силы наши иссякают, Он по-прежнему охраняет нас. Аминь.