На фото: образ Животворящего Креста Господня в храме прп. Сергия Радонежского в Бусинове, 27 сентября 2024 г.
В пятницу 27 сентября клирики и прихожане храма прп. Сергия Радонежского в Бусинове встретили праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста.
Накануне вечером, при участии всего приходского духовенства, состоялся торжественный вынос образа Креста Господня для почитания верующими. В день праздника в храме прошло две Божественные Литургии, традиционные молебны и заупокойные богослужения.
Настоятель храма протоиерей Симеон рассказал на праздничной проповеди о православном понимании крестных страданий Господа.
Мы привыкли накладывать на себя крестное знамение и часто делаем это автоматически, забыв, какой ценой оно дано, ведь привычка приносит холодность. Чтобы преодолеть охлаждение, необходимо глубоко разобраться в том, что произошло на кресте.
Некоторые легкомысленно утверждают, что Господу Иисусу Христу было легко вытерпеть распятие, потому что Он был Бог. Целые секты говорят об этом открыто.
Подобное утверждение распространяла монофизитская ересь. Её последователи учили, что во Христе человеческая природа так соединилась, слилась с Божественной, что приобрела новые свойства: перестала быть собственно человеческой естеством. Аналогично, и еретик Аполлинарий считал, что человеческое естество Господа сошло с неба, а еретики Докеты уверяли, якобы воплотившийся Спаситель был призрачным и Его человеческая плоть ненастоящей.
Мнения еретиков разных времён, так или иначе, умаляют страдания Христовы. Получается, будто бы Спаситель не страдал, как страдают обыкновенные люди. Но это не верно. Если бы Господь не претерпел в самой полной мере все страдания и скорби, какие только может вынести человек, то искупление не совершил бы.
Безусловно, Иисус Христос - Сын Божий, но и Сын человеческий: как Божественное, так и человеческое естество в Нём имеет свойственные, присущие им волю и действия.
Как Бог Христос обладал всеведением, о чём многократно свидетельствует Священное Писание, знал всё, что Его ждёт, а как человек страшился своей участи тем сильнее, чем более она приближалась. Молясь в Гефсиманском саду Спаситель до того скорбел и томился душою, что даже просил трёх своих ближайших учеников побыть и помолиться вместе с Ним, укрепив Его. Он говорил: «Душа Моя скорбит смертельно». Но апостолы уснули как немощные люди, подобные нам: отчасти от скорби, отчасти от недопонимания, что должно произойти. Так, в самые тяжёлые минуты скорби, Господь остался без человеческой поддержки - это ещё одна страшная боль. Те, кто испытывал страдания, её понимают.
Господь Иисус Христос переживал сильнейшее борение. Он трижды молился - это значит, что борьба после первого моления не прекратилась. Хотя Его Божественная воля всегда стремилась к спасению людей, но человеческая воля, не то, чтобы колебалась, однако смущалась тем невыносимым будущим, которое Спаситель, будучи Всеведущим Богом, знал. Он просил, чтобы чаша страданий Его миновала, хотя предвидел обратное. Его томление было таково, что не мог удержаться от этих слов. Наконец, смирив Себя, Господь сказал: «Если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя» - т. е. воля Бога Отца, единая с волей Сына по Божеству, но отличавшаяся от человеческой.
В Гефсиманском саду Спаситель молился до кровавого пота: так напряг свои душевные силы и нервы, что полопались мельчайшие сосуды и через поры, вместе с потом, выступила кровь. Но всё это было лишь началом Его страданий.
Протоиерей Симеон подробно рассказал о многих неописуемо тяжёлых душевных и физических муках Господа, последовавших после Его дальнейшего несправедливого ареста в Гефсиманском саду, включая непосредственно крестные страдания, многие сведения о которых доносят до нас Священное Писание, Священное Предание и даже научные исследования. Все эти источники говорят об одном: крест Спасителя был истинным величайшим подвигом терпения, смирения и любви.