Вопросы священнику

В этом разделе публикуются ответы священника нашего храма на Ваши вопросы. Вопросы можно присылать по электронному адресу храма преп. Сергия в Бусинове - с пометкой "на сайт, вопросы священнику".

На вопросы ответит священник Павел Миронов.

07molitvi

Вопрос 1. Добрый день, Отец Павел. Я нашла в интернете апокрифическую молитву Архангелу Михаилу, мне стало интересно, что такое апокрифическая молитва. Стала искать в интернете и нашла, что эти «ложные молитвы» составлены по образцу церковных, но с многочисленными вставками народных поверий, заговоров и заклинаний. Я так поняла, что нельзя такие молитвы читать?

Здравствуйте! Если содержание молитвы расходится с учением Церкви и включает в себя элементы фольклора и суеверий, то это не молитва, как бы формально это не было на неё похоже. Вы правы, апокрифическая «молитва» архангелу Михаилу не канонична, и лучше подобные тексты не читать.

Священник Павел Миронов

Вопрос 2. Добрый день! Подскажите, пожалуйста! Нужно ли освящать нательный крест? И можно ли трогать руками крест, выбирая при покупке, в церковной лавке? Я думаю, что крест освящён уже сам собою. Есть такая история, как монахи в сталинских лагерях складывали крест из веточек, перевязанных нитками, и носили его в кармане. И на Кипре, например в лавке, можно трогать руками кресты и иконы. Если это наши предрассудки и суеверия, тогда нужно рассказать об этом бабушкам у нас в церковной лавке и заодно напомнить им заповедь об отношении к ближним, или иначе какой смысл тогда их пребывания там.

Здравствуйте! Если Вы приобретаете нательный крест в церковном магазине, то крест уже освящён. Но на всякий случай все равно уточните это при покупке. А если Вы покупаете крест в обычном ювелирном магазине, то крестик необходимо освятить в храме. Во время выбора крестика в магазине нет запрета трогать его перед покупкой.

Священник Павел Миронов.

Дополнение к ответу. По поводу крестика, я бы добавил, что нет никакой нужды трогать крестик, который тебе не принадлежит, и оставлять на нём свои биологические следы. Многим людям не нравится покупать вещи, которые примеряли на голое тело другие люди. Некоторые небрезгливые люди могут спокойно есть немытой ложкой другого, а кто-то вытирает мытую ложку салфеткой. Не надо насмехаться и  досаждать другим людям на тебя непохожим.

Протоиерей Симеон Лев.

    

06ispeved

Картина "Первая исповедь" (фрагмент), Ольга Брынцева.

Вопрос 1. Мне хочется спросить вас о том, как бороться с раздражительностью по мелочам. Часто мой "худой глаз" подмечает, кто из близких что не так делает, говорит. И сразу с языка срываются слова обвинения, или поучение, как надо... Отчего так происходит? Как не досаждать близким своими бесконечными придирками?

Для начала хочется сказать, что причина раздражительности кроется в гордости и самолюбии. То есть грех раздражительности и осуждения ближних необходимо побеждать смирением. Вовремя вспоминать о своих недостатках, о своих немощах. И, конечно, постоянно просить у Господа помощи в преодолении своего греха, молиться, чтобы Господь помог удерживать в узде свои мысли и слова. Начать надо с того, чтобы хотя бы словом не досаждать ближним, сдерживаться от колкого замечания, неуместного поучения. Надо помнить, что враг рода человеческого не дремлет, и ежедневно ищет «лазейку», как бы нарушить мир между близкими людьми. Удерживая себя от осуждения и раздражения, мы не даем к этому повода! Будем же держать в сердце слова апостола Павла: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит" (1 Кор.13:4-7).

Священник Павел Миронов

Вопрос 2. Что сделать, когда чувствуешь, что исповедь превращается в механический процесс? Или, когда кажется, что сказать совсем нечего и повторяешь одно и то же?

Действительно, человек, регулярно приступающий к таинствам исповеди и причащения, рано или поздно приходит к тому, что на исповеди называет одни и те же грехи. Как быть? Постоянно спрашивайте себя: даже если мне не удалось справится с грехом, то потрудился ли я в борьбе с ним; пытался ли я обуздать себя, напрягал ли свою волю? Чтобы исповедь не превращалась в механический процесс - даже если приносишь одни и те же грехи – необходимо постоянно взогревать свою душу: чтением Священного писания, духовных поучений, ежедневным вниманием к себе, покаянием и молитвой. Не оставляйте по смущению подготовку к таинствам исповеди и причащения, которые питают и укрепляют душу.

Священник Павел Миронов

04hram

Картина "Верую Господа и исповедую" (фрагмент) Зайцев Е. Н.

Вопрос. Другу в церкви бывает очень плохо, он покрывается холодным потом, бледнеет, трясутся руки, чувство потери сознания. При выходе из церкви всё проходит.

Здравствуйте! Если человеку становится плохо в храме, то этому явлению нет однозначного объяснения, разбираться в этом нужно в индивидуальном порядке. Чаще всего подобным образом на особо чувствительных людей действует духота и теснота. Церковь снисходит к человеческим немощам, поэтому всегда можно присесть на скамейку в храме или на принесенный с собой раскладной табурет; можно выйти в прохладный притвор или на улицу; приходить с кем-то из близких или знакомых – в общем, смотря по своему состоянию, найти для себя оптимальный выход. Не лишним будет обратиться к врачу, к терапевту или, например, к невропатологу. Известны случаи, когда неприятные ощущения вплоть до невозможности зайти в храм вызывали неврозы или панические атаки.

Если говорить о духовных причинах плохого самочувствия, то в некоторых, редких, случаях имеет место быть и одержимость злыми духами. Есть тяжелая «степень» беснования, когда человек при приближении к святыне кричит, ругается, кидается на пол и прочее. Более завуалированной, не такой явной, формой беснования одержимы люди, в которых есть непобеждённые страсти: убийцы, оккультисты, кощунники, блудники и многие другие. Одержимость в той или иной степени – это несчастье, которое случается с человеком, сознательно не ведущим христианской жизни, который сам долгое время потакает своим страстям. Что же укрепит душу? Молитва, пост, усердие, участие в церковных таинствах. Вообще, этот вопрос требует тщательного рассуждения и совета опытного священника; а также ни в коем случае не следует самим рассуждать про причины недомогания в храме другого человека.

Священник Павел Миронов

05soborovanie

Вопрос. Дорогой отец Павел! Расскажите, пожалуйста, какие существуют правила по подготовке к Таинству Соборования? За какой срок до участия в Таинстве Соборования христианин должен исповедаться и причаститься Святых Таин? Можно ли христианину собороваться, если он давно не исповедался / не причащался (может быть, это возможно как исключение, если он исповедуется вскоре после Соборования)? Можно ли участвовать в Соборовании, если никогда прежде ни исповедался и не причащался?

Также, я встретила два разных мнения священников о том, зачем нужно Таинство Соборования. В одном случае батюшка сказал, что в этом Таинстве человеку прощаются грехи, совершённые в неведении, а также подаётся здравие душевное и телесное. А другой батюшка сказал, что мнение о том, что в при Соборовании прощаются забытые грехи - это ошибочное народное поверье, на самом деле Соборование - это просто Таинство для исцеления Телесного.

Подскажите, пожалуйста, какое из этих мнений верное? Каковы источники наших знаний о Таинстве Соборования?

Таинство Соборования многим не слишком известно. Оттого с ним связаны самые странные предрассудки и заблуждения. Иногда считается, что соборовать нужно только безнадёжно больных, что после Соборования человек или непременно умирает, или непременно исцеляется. Очень нередко встречаются люди, убеждённые в том, что это Таинство «для того, чтобы полечиться, и чтобы разрешились самые сложные жизненные проблемы». Много вопросов возникает у прихожан относительно содержания Таинства, критериев участия в нём и т. д. Постараемся кратко разобраться во всем этом.

Елеосвящение в греческом варианте означает буквально «молитвомаслие», то есть помазание освящённым маслом. Таинство Елеосвящения чаще называют Соборованием, поскольку оно обычно совершается несколькими священниками, то есть соборно. Согласно определению, составленному святителем Филаретом Московским в Катехизисе, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». По словам святителя Симеона Солунского, «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его».

Таинство Елеосвящения имеет евангельское происхождение. Как мы узнаём из Евангелия от Марка (Мк. 6, 13), «призвав двенадцать, начал Христос посылать их по два, дав им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли». Согласно этому свидетельству, ещё до голгофских страданий Спасителя такое священнодействие, подавало помощь больным и телесно, и духовно.

03jerusalem

На фото: Благодатный огонь в храме Гроба Господня в Иерусалиме.

Вопрос. Здравствуйте,отец Павел!

Расскажите, пожалуйста, про иерусалимскую свечу, вернее, пучок.

Нашла по этому вопросу информацию в интернете. Но в некоторых местах возникли сомнения относительно правдивости этой информации. Поэтому решила обратиться к вам.

С уважением Р. Б. Светлана

Здравствуйте, Светлана! Пучок иерусалимских свечей включает в себя 33 тонких свечки, по числу земных лет Христа. Эти свечи обожжены Благодатным Огнём, который сходит на Гроб Господень в Великую Субботу, или опалены огнём от лампады, зажжённой от Благодатного Огня. Обыкновенно иерусалимские свечи привозят со Святой Земли как память о паломничестве. Действительно, с иерусалимскими свечами связано множество суеверий: их используют в магических обрядах, приписывают самим свечам некую целебную и очищающую силу. Между тем, никакие внешние обряды не помогут нам стать ближе к Богу или «очистится», кроме нашего правильного внутреннего устроения, участия в церковных таинствах. Иерусалимские свечи следует использовать как и обычные церковные: разделить и зажигать по одной во время домашней молитвы, с воспоминанием того места, откуда эти свечи взяты.

Священник Павел Миронов