Правила подготовки к таинствам даны Церковью с целью духовной техники безопасности - чтобы соприкосновение со святыней служило спасению души, а не осуждению. Как сказано в Новом Завете: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьёт из чаши сей. Ибо, кто ест и пьёт недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор. 11, 28-29).

Необходимым для спасения души после Крещения является Таинство Причастия. Общепринятые правила подготовки к Причастию для взрослых (включая Исповедь) приводим ниже. Их важно регулировать индивидуально по рекомендации священника (с учётом возраста, здоровья, степени занятости). Описаны ориентировочные отличия подготовки  детей, больных и др. Цель правил - помочь душе быть готовой к Причастию, а не препятствовать. Также вы найдёте описание сути таинств.

Кому нельзя принимать Причастие?

Некрещёным, неверующим, неправославным, неподготовленным, не получившим благословение священника на принятие Причастия. Не принято причащаться женщинам в критические дни (за исключением особых случаев с разрешения священника). Нельзя причащаться в состоянии озлобленности, гнева, при наличии тяжёлых неисповеданных грехов, непрощённых обид. Также при неугодном Богу образе жизни и нежелании его менять.

4 основных этапа подготовки к Причастию: 1) пост; 2) молитвенное правило; 3) молитва на богослужении (обычно молятся на вечернем богослужении накануне Причастия, а также на след. день утром на богослужении наз. «Литургия», на котором и принимают Причастие); 4) Исповедь (обычно совершается на богослужении вечером, за день до Причастия).

1. Пост - самоограничение с целью очищения души и приближения к Богу. Перед Причастием предполагается несколько видов поста.

1). Пищевой пост - отказ от пищи животного происхождения т. е. мясных и молочных продуктов, яиц. Разрешается растительная пища. Допустимы морепродукты, рыба. Есть много рецептов постных блюд - https://azbyka.ru/recept/1/postnye-recepty/.  Пищевой пост перед Причастием рекомендуют обычно соблюдать три дня. При частом Причастии и особых случаях длительность может сокращаться. Для больных людей и детей степень поста всегда обсуждается со священником. Для младенцев, а также беременных и кормящих женщин пищевой пост не требуется.

2). Также пост перед Причастием предполагает отказ от излишних развлечений и близких супружеских отношений (последнее важно как минимум за день до Причастия).

3). Важно! В самые ближайшие часы перед Причастием взрослые и дети старше 5-7 лет полностью воздерживаются от пищи и питья, это называется "Евхаристический пост". Если Причастие происходит утром, то отказываются от пищи и питья начиная с полуночи (24.00). Это воздержание важно, его нарушение допустимо лишь при особых обстоятельствах (напр. тяжёлых болезнях, необходимости лекарств) с благословения священника.

2. Молитвенное правило - особые молитвы из молитвослова, читаемые обычно дома для подготовки к Причастию. Главная часть молитв наз. "Последование ко Святому Причащению" (при нажатии на текст откроются с параллельным переводом). Их чтение допустимо разделить на две части, закончив первую молитвой «Достойно есть»; в целом чтение занимает около 30 мин.

По традиции Русской Православной Церкви принято читать перед Причастием три молитвенных канона: Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю (можно распределить чтение в течение 3-х дней поста). Каноны могут заменяться на другие молитвы либо отменяться по обстоятельствам (обсуждается со священником, принимающим исповедь).

Важно! Эти нормы касаются именно взрослых и не подходят детям, которым нужна другая практика молитвы (см. подробнее внизу).

 3. Молитва на вечернем богослужение и Литургии утром

Молитва в храме на вечернем богослужении - важная часть подготовки взрослых. Обычно на неё приходят за день до Причастия. Именно вечером в нашем храме обычно совершается Исповедь (см. «Расписание богослужений»). А на следующий день утром проходит богослужение под названием Литургия, где верующие принимают Причастие.

Важно! Если вечернее богослужение в храме отменено по расписанию, значит его главную часть совершат на след. утро перед Литрургией (на такой  удлинённой службе утром можно сразу исповедаться и причаститься). Присутствие на богослужениях детей, а также особые обстоятельства взрослых согласовываются со священником.

4. Исповедь - Таинство Православной Церкви, на котором верующий в присутствии священника раскаивается в своих грехах и получает прощение от Бога. Исповедь перед Причастием обязательна для взрослых и детей старше 6 лет. Исключения бывают с благословения священника, напр. если человек исповедался недавно и после этого не совершал тяжких грехов.

К исповеди важно заранее готовиться: вспомнить свои злые дела, слова, мысли против совести и Божьего закона (рекомендуется записать, чтобы не забыть в чём покаяться). Для тех, кто поверхностно знаком с Божьим законом, важно пользоваться дополнительной литературой для подготовки: рекомендуем книгу архимандрита Иоанна Крестьянкина «Опыт построения Исповеди»; также есть более краткая книга «В помощь кающимся» святителя Инатия Брянчанинова. Возникшие при подготовке вопросы и затруднения можно обсудить прийдя на Исповедь.

Важно понимать что зло, с одной стороны - вина каждого из нас, а с другой - наша внутренняя духовная болезнь, нуждающаяся в исцелении. Именно для исцеления Господь оставил нам таинства. Исповедуясь мы не просто просим прощения у Бога, но Сам Христос берёт наши грехи на Себя и лечит духовные болезни.

ВАЖНО! Если Вы имеете мало опыта участия в церковных таинствах, то, приходя на вечернее либо утреннее богослужение, обязательно обращайтесь за помощью к работникам храма: уточняйте, когда и где начинается Исповедь/Причастие, что необходимо делать. Иначе Вы можете нечаянно пропустить необходимые таинства, либо ошибочно принять за их совершение другие церковные действия.

Молодым мамам принято исповедаться не ранее чем через 40 дней после рождения малыша (за исключением случаев смертельной опасности). Если Исповедь мамы происходит до крещения младенца, то необходимо перед Исповедью попросить священника почитать над мамой специальную очистительную молитву (наз. "молитва сорокового дня").

Подытожим, как выглядит общепринятая подготовка к Причастию. В течение трёх дней до дня Причастия соблюдается пост и читаются дома подготовительные молитвы. На третий день поста происходит Исповедь (на вечернем богослужении). Утром четвёртого (натощак) принимаем Причастие на Божественной Литургии.

Таинство Причастия - как выглядит и происходит?

На богослужении под названием «Литургия» (в переводе "общее дело") мы принимаем важнейшее спасительное Таинство Церкви - Таинство Причастия или Причащение (синоним - приобщение), которое также называют Таинство Евхаристии (в переводе "благодарение"). К Причастию нужно подходить после того, как соблюдали необходимую подготовку, описанную выше.

В наиболее близкой жизненной аналогии это Таинство можно сравнить с тем, как здоровый человек, имея сострадание к умирающему больному, делится своей здоровой кровью и здоровыми клетками тела ради спасения жизни умирающего. Подобную помощь мы принимаем в Таинстве Причастия для исцеления не только тела, но и души от повреждения злом, от вечной смерти в аду.

Когда Господь Иисус Христос пострадал на Кресте, Он дал возможность людям приобщиться Его жертвенной любви с целью спасения от зла, что и происходит в Причастии. Иначе без помощи Христа людям не хватает доброты и любви, нет полноты счастья и сил бороться с внутренним злом. Из Библии мы знаем, что на Тайной Вечере перед Своей Крестной смертью Господь дал людям простой внешний способ принять Причастие: «...взял Иисус хлеб и, благословив, преломил и, дав ученикам, сказал: возьмите, вкусите: это есть тело Мое. И взяв чашу и возблагодарив, дал им и сказал: пейте из нее все; это есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая для отпущения грехов». (Евангелие от Матфея 26, 26-28).

Для совершения Причастия (как и Сам Христос) православный священник берёт белый хлеб и виноградное вино. Во время молитвы над хлебом и вином, которая совершается на Божественной Литургии, происходит настоящее чудо: по виду (и вкусу) остаются хлеб и вино, но по своей сути они становятся для нас исцеляющими живыми телом и кровью Христа, которые лечат душу и тело от злых навыков и пристрастий, наполняют человека Божьим милосердием и любовью. Живым свидетельством этого чуда являются множество православных святых.

ВАЖНО! Причастие совершается исключительно на богослужении под названием Литургия (см. «Расписание богослужений»). Причастие никогда не дают непосредственно в руки - Его выносит священник в особой чаше и даёт принимать только из особой ложки (лжицы) всем верующим для исцеления души и тела. Если в храме вам дали в руки хлеб (даже с вином) - это НЕ Причастие, а просто освящённый хлеб.

После Причастия

Христианин должен прочесть в молитвослове благодарственные молитвы после Святого Причащения (в некоторых храмах можно их послушать, если читают вслух по окончании Литургии). Нужно стремиться к тому, чтобы сохранить принятый дар Причастия в мире и благочестии, любви к Богу и ближнему. 

Подоготовка к Причастию детей

Продолжительность и содержание подготовки к Причастию детей определяют родители вместе со священником, учитывая возраст, состояние здоровья и степень воцерковлённости ребёнка. Возраст совершения первой исповеди и частота её совершения с 7 до 10 лет определяются совместно с духовником или священником, который принимает исповедь у родителей. Для детей до трёх лет евхаристический пост не нужен. С трёхлетнего возраста можно понемногу приучать к воздержанию от еды и питья перед Причастием. С 7 лет ребёнок обычно может и должен причащаться натощак. С этого возраста ребёнка следует учить читать подготовительные молитвы перед Причастием. Их объём и содержание могут определять взрослые в соответствии с духовным и интеллектуальным развитием ребёнка.

ВАЖНО: младенцев к Причастию должны приносить верующие взрослые, которые сами ранее участвовали в Таинстве Причастия не слишком давно. Т. к. таинства над малышами, ещё не имеющими осознанной веры, совершаются по деятельной вере взрослых.

Вывод

Пост, исповедь, молитва, служба важны в подготовке к Причастию, но важно использовать их по силам и по обстоятельствам каждого, исключения важно обсуждать со священником. Главное - искренее стремление к Богу, Его добру и любви, чтобы подготовка и участие в Таинствах помогали исцелению души а не наоборот.

Более углублённо изучить вопрос подготовки к Причастию можно, ознакомившись с церковным документом "Об участии верных в Евхаристии".

В подготовке статьи использованы также материалы сайта foma.ru

01voprosi1

Источник фото - monastery.ru

Много горькой правды в твоём письме, но не отчаивайся, отчаяние – приданое смерти, которое безбожники получают, венчаясь со смертью.

Было более тяжёлое для Церкви Христовой время, но воины не падали духом и не проиграли битвы. Почитай только святителя Василия Великого, что творилось тогда в Церкви и в мире – чёрная ночь в бурном море. Казалось, что приближается конец мира, что приходит Суд Божий. И вот пронеслись столетия. Вера Христова не только не угасла, но распространилась по всей земле и осветила все стороны света. И пусть она не везде светит одинаково ярко, все-таки лучи её проникают всюду, где-то прямо, где-то косо.

Несколько дней назад у меня был профессор Манинг из Нью-Йорка. Богатая душа, наполненная и светскими знаниями, и верой одновременно. Я спросил его о вере американских студентов.

– Я знаю, – сказал он, – что вера Христова – непобедимая сила. Словно ртуть в барометре, она убывает и прибывает, но не слабеет. Мелкие и невежественные люди жестоко ошибаются, когда пророчат христианству гибель. Сто лет назад, когда интерес к изучению естественных наук уже пробудился, на богословском факультете университета П. было только пять студентов. Только пять! И когда они сдавали экзамены, сверстники смеялись над ними, говоря: «Неужели вам непонятно, что с религией покончено?». Сегодня же, спустя сто лет, в том же университете несколько сотен студентов-богословов.

Так говорит американец об американцах. А ты, серб, посмотри, сколько богословов только в одной семинарии! Больше двухсот. Что привело вас в духовную школу – неверие ваших двухсот отцов и двухсот матерей или ваша вера? Без сомнения, вера.

А то, что некоторые христиане отпали от веры, чья это беда, если не их собственная? Разве их неверие отменяет веру Христову? Так вопрошал апостол Христов в первые дни христианской истории, которая теперь насчитывает девятнадцать столетий. Прошедшие столетия оправдали его светлый взгляд в будущее. Смотри и ты таким же светлым, апостольским взглядом на будущее христианства. Попробуй написать исследование о Церкви под заглавием: «Триумфальная колесница Христа».

Твоя скорбь о неверии некоторых людей выдает твою любовь к Богу. Ты и сам знаешь, что скорбь – одно из наиболее частых проявлений любви.

Но берегись, чтобы не возненавидеть неверующих. Это было бы гибельно для тебя и не принесло бы им никакой пользы. Смотри на них с жалостью, как на странников, ограбленных в дороге разбойниками. Сострадай им, как сострадаешь нищим и бездомным.

И молись Богу за них. И станешь миссионером. Пусть твоим первым миссионерским правилом будет молитва за отпавших от веры.

Да пребудет благодать Божия на тебе.

Святитель Николай Сербский. Миссионерские письма.

Внимание!
Время соответствующих богослужений для подачи записок см. в разделе «Расписание богослужений». Чтобы Ваша записка была подана на ближайшее богослужение, необходимо прислать её накануне до 17.00.

О правилах подачи записок в храме Служение молебнов и панихид в нашем храме

Виды свечей для подачи в храм

Дорогие братья и сёстры! Просим вас быть внимательными при посещении интернет-ресурсов, заявляющих себя православными. К сожалению, среди них встречаются мошеннические, не имеющие отношения к Православной Церкви.

Отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ призывает верующих людей, желающих подать записку о поминовении или сделать пожертвование, поддержав таким образом Церковь, а не анонимного предпринимателя, пользоваться официальными сайтами приходов, храмов и монастырей Русской Православной Церкви.

Подробную информацию об официальных сайтах РПЦ и сомнительных ресурсах можно найти в Циркулярном письме митрополита Воскресенского Дионисия, первого викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (нажмите здесь, чтобы читать письмо).

Также, просим вас быть внимательными при непосредственном нахождении в храме. Храмы периодически посещают люди, которые, прикрываясь словом "православие", стремятся жить за чужой счёт и не работать. Их нельзя справедливо назвать малоимущими, потому что эти люди имеют возможность заработать своим трудом, но просто не хотят.

Рассудительно относитесь к просьбам "случайных людей" о помощи.