06_dla_Gospoda

Источник изображения - photographers.ua

В сегодняшнем Апостольском чтении мы читаем: Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога (Рим. 14, 6).

Господь один, а у каждого свой характер, свой строй души, свой подход к жизни. Иной в одном цветке увидел всю премудрость Божию, и приклонил колена перед нею. А другой с умилением ходит по полям и лугам, открывая новые и новые оттенки бесконечной премудрости.

Иной посещает только свой храм. А кто-то любит ходить и в другие, любит ездить по монастырям, по святым местам. Для него надо видеть богатство церковной жизни, многообразие человеческой святости.

Один «различает дни», старается как можно полнее переживать годовые события земной жизни Господа, Богородицы и прочих святых. А для кого-то всё - один день Господень. Для него в каждой литургии и Рождество Христово, и Крест, и Воскресение, и слава святых.

Один «ест», помня, что еду посылает Бог, и что всякий раз это такое же чудо, как и когда Господь несколькими хлебами насытил несколько тысяч человек. И он ест, как на вечери Господней: благоговейно, тихо, и благодарит Бога. А другой - не ест ради подвига воздержания. Он понимает, что воздержаться ради Господа - ещё больший дар, чем пользоваться Божьими дарами. И он «благодарит Бога» за то, что «не ест».

Так, что бы человек ни избрал, главное, чтобы это было не «для себя», а для Господа.

Здесь легко себя проверить. Делающий поистине для Господа, выбрав одно, испытывает искреннее уважение к тому, кто выбрал другое. Он ни чужую невоздержанность не будет осуждать, ни к чужому воздержанию не будет придираться. Ему не придёт в голову хвалиться ни тем, что он «ест», ни тем, что он «не ест».

Во Христе всем найдётся место. Уж насколько живой чужд мёртвому, а Христос Своей любовью смог объять и тех, и других. Он «для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми, и над живыми».

Он Своей любовью, подобно молнии, пронзил небо, землю, преисподнюю. И теперь во всём, как в наэлектризованном пространстве, след Его присутствия. Всё обрело новый смысл, всё получило спасительную силу. И никто из нас не живёт для себя, и никто не умирает для себя, а живём ли - для Господа живём, умираем ли - для Господа умираем. И поэтому, живём ли, или умираем, - всегда Господни (Рим. 14, 8). Аминь.

05_petr_pavel

Святые Апостолё Пётр и Павел

Мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении слова: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф 16, 17).

Посмотрим, какое блаженство Спаситель открывает ап. Петру, и которое относит не до явления плоти и крови, но до явления Отца Небесного. Но что означает явление плоти и крови, и явление Отца Небесного? Явление значит познание вещей. Непознанные вещи кажутся нам скрытыми в глубокой темноте. Под именем плоти и крови разумеются те в человеке способности, которые ему свойственны не как человеку, но как животному, следовательно, по которым он не отличается от других животных. Например: зрением, слухом или вкусом. То есть явление плоти и крови в человеке есть познание вещей общее всем животным, утверждаемое не на разуме, но на чувствах, низкое, земное, телесное.

Явление плоти и крови, во-первых, есть то, что почитается за истинное и доброе по одной привычке. Многие тому последуют, то одобряют и держат, что приняли с молоком матери, или что видят у большей людей части в употреблении. Но как разум, да и повседневный опыт нас уверяет, что мы привыкаем не только к доброму, но едва ли не больше и к плохому.

Из этого рождается невежество и суеверие. Поскольку мысль, связанная привычкою как оковами, к исследованию новых истин сама у себя свободу отнимает, и в ограниченности своей почитает себя довольною, в невежестве просвещенною, в заблуждении благочестивою. Эта болезнь ещё тем опасна, что лечится она с великим трудом. Поскольку привычка становится второй природой, как правило, она бывает соединена с непобедимым упорством. Это было великим препятствием проповеди Апостолов. Но это же самое есть доказательство, что проповедь Апостольская была делом Божьим, когда ложные мнения, многими веками и многих народов примерами укрепленные, покорили себя божественному Евангелию.

К вредной привычке может относиться и то, когда что-нибудь почитается добрым и истинным только за одну древность. Действительно, древность может быть доказательством подлинности, но не всегда это доказательство доброго обычая. Ведь и в древности было много хорошего, но было немало и плохого. И потому надо дать свободу просвещенному разуму исследовать и саму древность, и в ней разобрать, что достойно подражания, а что - отвращения.

К действию плоти и крови относится и то, когда что-нибудь почитается справедливым и хорошим за одну новость. Как прославление древности есть недостаток чаще старых людей, так погоня за новым – порок по большой части молодых. Их горячая мысль поражается, когда что-нибудь остро, хотя неосновательно, выдумано или написано, когда что изящно, хотя и слабо сделано. Они тогда становятся надменны, думая, что следование старым мнениям есть некоторой род порабощения, что их предки и вся древность была в заблуждении, узнать которое им посчастливилось. Такие люди подобны младенцам, которые от всего нового не могут отвести своих глаз, и, прельщаясь красивым видом разожженных углей, в руки свои брать не боятся; почему и обжигаются. Если бы новизна была основанием истины, то надо бы этой истине перемениться в ложь, когда новость состарится. Но истина ни стареет, ни обновляется; она - вечна. И потому всякую новость с первого раза должно почитать за подозрительную, пока здравым разумом довольно исследована будет, и пока не будет усмотрено, что в той новости есть некая основательность древности.

Есть также действие плоти и крови, когда только почитается то за истинное и доброе, что увеличивает наш доход, что приятно чувствам, что соединено с честолюбием. Ничто не запрещает нам умножать свой доход, но справедливым образом. Чувственные удовольствия могут быть безгрешными, если они не противны христианскому разуму. Достойна похвалы честь, если она не состоит только в приобретении благоприятного мнения о нас других, которое часто бывает не справедливо, а в жизни по правде, в честности. Однако очень часто случается противоположное этому. Ведь для приобретения истины и добродетели необходимо иметь труд, и пролить не одну каплю пота. Бывает необходимо иногда понести некоторую утрату своих приобретений, а иногда надо подвергнуть себя осуждению других, хотя и неосновательному. Но как всё это неприятно нашим чувствам, и на первый взгляд не приемлемо, потому часто плоть и кровь берёт верх над разумом, и чувства порабощают себе дух. Один в своей должности нерадив, потому что не хочет свое изнеженное тело трудом обеспокоить. Другой правду нарушает, чтобы через то умножить свой доход. Третий умалчивает правду, чтобы не нажить себе врагов, и через то не нанести бы ущерба своей чести. Такие и подобные плотские рассуждения много мешают нашей добродетельной жизни.

Все это служило препятствием апостольским подвигам. Они проповедовали Крест, или великодушное терпение всяких нападок; проповедовали нищету, или добровольное лишение всего для истинны; проповедовали пренебрежение любым высокопоставленным мнениям, если они мешают быть записанным в Книгу Жизни. Нетрудно догадаться насколько неприятно могло быть такое учение человеку, порабощенному плотью и кровью.

Почему Церковь Божия и до сего дня в некоторых своих детях не видит таких непорочных нравов, каких бы она желала? Почему её святое учение во многих остаётся бесплодно? Почему не имеет она удовольствия видеть порочные страсти под ногами у добродетели? Потому что плоть и кровь своею тяжестью обременяют сердца наши, и в горний мир вознестись не дают!

Но вот ещё новое и странное действие плоти и крови: когда кто в исследовании истинны единственно на свой разум полагается, и то почитает за справедливое, что рассуждению его кажется быть справедливым. Действительно, разум может быть путеводителем к истине, но кому известно с какими он в нас соединен слабостями? Ведь мы малое и не о многих вещах познание имеем, да и в то же время то, что мы часто почитаем за здравый смысл, есть одно чувственное воображение. Мы думаем – это дух, а оно - есть плоть.

Знаем ли мы, каких смешных мнений были те изобретатели, кого древность за философов почитала? Есть и сейчас такие мудрецы самозванцы, которые, почитая себя великими, и иных своими страстными мнениями поработить хотят, и удивительным каким-то образом других осуждая и бесчестя, через это себе славу приобретают. Один из таких, хотел обрушить всю медицину, утверждая: врачи не умеют лечить, а я могу. Оказалось – он был параноиком. Другой хотел опровергнуть все историческое летоисчесление, оказалось - это был просто мошенник, заработавший на сенсации хорошие деньги.

Послушаем апостола Павла, христианской мудрости учителя, что он к таковым говорит: я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими (1 Кор. 3, 1). Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно (1 Кор. 2, 14).

Слава Богу, мы выведены из этого затруднения. Наш ум осиян лучами Евангельского закона. Наша совесть Духом Святым уверена в отеческой к нам любви Всевышнего. Хотя бы мы и не достигли до глубокого познания естественных вещей, но нам открыты важнейшие истины, на которых наше вечное блаженство основано. Мы имеем истинное понятие о Боге, о мире, о самих себе. Мы представляем себе Бога существом благодетельным и милостивым, который снисходя к недостаткам человечества, явился под покрывалом нашей бренной плоти, и соединившись с нашим естеством, сделал нас участниками своего Божества. Мы весь огромный мир наш почитаем за школу, готовящую путников в Царство Небесное. Мы самих себя представляем лишь мельчайшею частицею, входящую в союз вещей, которого конец есть радостная вечность. В этих истинах состоит наше спасение. Потому и называет нас Св. Писание блаженными, что не плоть и кровь открыли нам это, но Отец, который на Небесах.

А чтобы нам больше успевать в подвиге благочестия, Св. Церковь, как всегда, так и особенно сегодня, представляет два знаменитых примера, двух великих христианских подвижников, горящего верою Петра, и славного мудростью Павла. Хотя они были того же с нами слабого естества, но когда захотели, сделали ум свой богонаписанною скрижалью, а сердце - жилищем духа. Трудами своими они победили слабости телесные, воздержанием укротили страсти, богомыслием прогнали земные мудрования, и дали духу торжествовать над плотью. Поэтому праведно на небесах они увенчаны бессмертием, а на земле всем векам оставили к подражанию свою жизнь. Аминь.

03_troitsa

На фото: икона Святой Троицы в нашем храме, 7 июня 2020 г.

Происхождение праздника Пятидесятницы относит нас на три тысячи лет тому назад на богошественную гору Синай, на которой пророк Моисей получил от Бога Закон, по которому надлежало жить народу, Богом усыновлённому. Закон этот не был изречён человеческими устами, но начертан огненным перстом на каменных плитах - скрижалях. Он должен был стать руководством народа Божьего, его путеводителем к Земле Обетованной, к тому месту, где народ-странник, народ-изгой должен был получить чаемое упокоение. Это произошло на пятидесятый день после драматического Исхода евреев из Египта, их чудесного избавления от рабства и погибели.

День дарования Закона, пятидесятый день после еврейской Пасхи, праздновался народом Божьим как праздник Кущей. Кущи – это шатры, палатки, в которых странствующий народ расположился у горы Синай в то время, как их вождь и пророк Моисей на вершине Синая получил от Бога Скрижали Завета. И вот, по установлению Божьему, в память о сорокалетнем странствии, люди покидали свои дома и поселялись в кущах. Кроме того, в знак благодарности за великие благодеяния Господа, израильтяне украшали свои жилища и Иерусалимский Храм ветвями растений и букетами цветов.

Сегодня православные храмы в России, как и в других странах мира, украшаются, как некогда украшался Иерусалимский Храм, и причина этого украшения всё та же: мы благодарим Бога-Спасителя за то, что мы, Народ Божий, Новый Израиль, Православная Церковь, люди, соединившиеся с Богом в Таинствах, обрели, как некогда древний Израиль, смысл нашего существования, мы получили возможность вечной жизни, возможность спасения. Сегодня день усыновления всех нас Богом, сегодня День рождения нового народа - Церкви Христовой.

Бог не отменил Своего Ветхого, т. е. древнего Закона после Воплощения Сына Божьего. Господь Иисус Христос исполнил Закон. Он так и сказал Своим ученикам: Не думайте, что я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить (Мф. 5,17). Слово «исполнить» имеет ещё одно значение, которое мы, в нашей эстрадной культуре, как-то забыли: исполнить - значит сделать полным, совершенным, восполнить.

Закон Ветхий дан был евреям для того, чтобы руководить их в землю Обетованную, в землю, текущую молоком и мёдом. Закон Христов призван руководить Новый Израиль, Церковь Христову на Небо, в Царство Небесное, ведь человеку, созданному по образу и по подобию Божьему, - тесна земля. Ему, как Сыну Божьему, нужно Небо.

И вот, по удивительному, непостижимому замыслу Спасителя нашего после Вознесения Господня, в день Пятидесятницы, произошло это окончательное исполнение Закона: Дух Святой сошёл на апостолов и силою Своей Благодати превратил слабых, маловерных, трусливых и неискушённых в Божественной Премудрости людей в то, что позже апостол Павел назовёт «столпом и утверждением Истины» - в Церковь Христову! И некогда дрожащие и косноязычные стали бесстрашными и пламенными проповедниками, некогда скрывавшиеся за стенами своих домов «страха ради иудейска» вышли на площади городов, предстали перед жестокими языческими правителями, ничего не боясь и ни в чём не сомневаясь, с проповедью радостной Вести о вечной жизни. «Евангелие» по-гречески - это и есть «радостная весть», «благая весть». Весть о примирении человека с Богом, весть о спасении от вечной смерти. Так действовала и действует благодать Духа Святого, «Иже от Отца исходящего» в Теле Христовом - Его Церкви.

Любовь, восполняющая Закон, не может совершаться человеческими усилиями. Ей мало формального запрета: не убий. Она говорит: «Возлюби врага». Любви мало юридической нормы: не укради. Она требует: «отдай последнее ближнему».

Кое у кого эти слова Св. Писания вызывают негодование: «Какие они двуличные эти христиане. Мы слышим от них: «отдай последнее ближнему», а попросишь у них: «Дай денежек на туфли, или на еду - фигу получишь. Не буду с ними общаться, а буду обличать их лицемерие». Что стоит за таким обличением? Желание манипулировать Св. Писанием в своих интересах, отсюда недолгий путь к сектанству, к людям, которые по одному выражению Писания, делают выводы о смысле всей Библии. Св. Церковь учит нас, что смысл любого выражения Слова Божьего можно понять, зная учение всего Писания. Что же касается «поделись последним с нуждающимся», то Господь действительно призывает нас быть милосердными, помогать нуждающимся, а не тем, кто не хочет трудиться, а жить на халяву. Причем, жить «красиво». Пример такого существования вспоминается мне из сельской жизни. В село, где я служил, часто захаживали отряды побирушек – женщин с кучей малолетних босоногих детей. Они жалобно просили дать им денежку детям на еду и обувку. Сочувствующие давали им что-то из еды и то, что осталось от своих детей, иногда практически новые вещи. Собрав всё это, заодно прихватив и зазевавшихся курочек, они шли до ближайшей помойки. Там эти побирушки снимали с детей грязную одежду, переодевали в чистую, а грязную выбрасывали на помойку. Не надо ни стирать, ни гладить.

Да, Церковь учит нас помогать нуждающимся: тем, у кого случилось несчастье: сгорел дом, потеряно здоровье, инвалидам детства, одиноким старикам, немощным. А не тем, кто вместо работы идёт дышать свежим воздухом, с твёрдым убеждением: «На наш век дураков хватит».

Продолжу беседу о сегодняшнем празднике. Любовь призывает нас совершить немыслимое: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48).

Разве сам человек своими силами способен совершить подобное? Но «Божественная Благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи» действует в Церкви с того великого дня Пятидесятницы и до сего дня. Дух Святой, а не мы сами, молится в нас. Дух Святой, а не священник, совершает Таинства Церкви. Дух Святой, Саму Церковь Христову создавший, хранит Её и доныне так, что не могут одолеть её и врата ада.

И если иудеи так благодарили Бога за Его благодеяния, если они так украшали дома свои и Храм цветами за Землю обетованную, то что же мы, христиане, должны воздать Ему сегодня за Небо, отверстое нам? Какие букеты принесём мы нашему Богу? Послушаем стихотворение нашей современницы Елены.

"Но, смутясь, скажу: "Прости!

Прости нас, Боже! Мы пришли оттуда,

Откуда и пойти-то было чудо.

Наш дар, он весь - в горсти". (Елена Пудовкина, «Сочельник...»)

В горсти, как у бедной вдовы, положивший две лепты в сокровищницу Храма, всё, что у нас есть, все наши скорби и радости, всё наше ещё не начатое покаяние, всю нашу надежду и веру, наши труды и таланты – вручим Господу, потому что это не наше, это - Его. Пусть Он распорядится этим, как Ему угодно. Аминь.

04_varnava

Святой апостол Варнава

Сегодня Св. Церковь чтит память св. апостола Варнавы. В Деяниях св. апостолов рассказывается, как в языческий город Ликаон явились двое таинственных пришельцев, которые исцелили человека, хромого от рождения. Чудо совершилось силою Господа Иисуса Христа, но идолопоклонники решили, что это их боги сошли на землю и излечили хромца. Одного из пришельцев, имевшего спокойный и величественный облик, они сочли «верховным божеством» - Зевсом. Другой, худощавый, подвижный, красноречивый, показался им «вестником богов» Гермесом.

Впереди толпы язычников важно шествовал жрец Зевса. Следом несли венки, чтобы возложить их на головы «оживших кумиров», и вели жалобно мычащих волов, предназначенных им в жертву. Увидев такую встречу, чудотворцы пришли в ужас - они вовсе не искали своего, и языческие почести внушали им омерзение. Они разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: "Мужи! Что вы это делаете? И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них" (Деян. 14, 14-15).

В Ликаонию пришли не языческие боги или маги, а смиренные Благовестники Истинного Бога. Тот, кого невежды почли Гермесом, был великий просветитель народов, Апостол Павел. Второй пришелец, который показался ликаонцам «верховным» Зевсом, был святой Варнава, Сын Утешения.

Святые апостолы с трудом убедили толпу не приносить им жертв. Зеваки, охочие до языческих зрелищ, разошлись по домам. Остались те, кто желал услышать о Христе, и в их сердцах апостольская проповедь зажгла свет спасительной веры, рассеяв мрак невежества.

Праздная толпа всегда легкомысленна и непостоянна, часто предаёт поруганию тех, кому недавно поклонялась. В Ликаонию явилась группа иудеев, клеветавших на Христа. Подстрекаемая ими, та же толпа, которая хотела венчать чудотворцев Христовых и закалывать волов в их честь, побила камнями Апостола Павла. Его посчитали мёртвым и выбросили безжизненное тело за городские стены. Выхаживал его святой Варнава, которому не впервые доводилось врачевать душевные и телесные раны своего великого друга.

Прославляя людей, совершивших величайшие деяния, мы подчас забываем о тех, кто вдохновлял их на подвиг: верных соратников, мудрых наставников, надёжных друзей. Одним из таких земных ангелов-хранителей для Апостола Павла стал святой Варнава. Их дружба началась ещё в юности, когда оба они носили другие имена и учились в школе знаменитого раввина Гамалиила.

Лучшими учениками Гамалиила были двое друзей - Савл и Иосиф. Савл выделялся острым умом, схватывал всё на лету и тут же стремился поделиться знаниями с другими, применить Закон в жизни. Ум Иосифа был не так быстр, но он восполнял это редким прилежанием и послушанием, углубляясь в познание Божественной Премудрости. Родители Иосифа были из иудеев рассеяния: устав от постоянных иерусалимских смут, они переселились на Кипр. Однако семья была благочестива и достаточно богата, чтобы дать Иосифу лучшее образование - так он попал в школу Гамалиила. Среди гордых коренных иудеев юноша чувствовал себя неуютно, да и по природе был застенчив. Кроме школы он знал только одну дорогу – в храм Божий. Иосиф боялся греха, избегал общества буйных сверстников, и не желал слушать тех слов, которыми ум юноши мог бы помрачиться.

Хотя Савл и Иосиф имели противоположные по виду характеры, их обоих роднило общее устремление к Божественной Истине. Но затем пути двух друзей разошлись - резко и, казалось, навсегда.

Иосиф услышал, как Иисус Назарянин учит народ во храме, и слова Его явились для кроткого юноши слаще мёда. Он пал к ногам Христа, умоляя сделать его Своим Учеником, и удостоился от Сердцеведца Господа призвания в числе семидесяти апостолов, среди которых Предание называет его первым. Смиренный и кроткий, всегда готовый услужить собратьям, Иосиф пользовался в апостольском кругу общей любовью. За доброту и кротость апостолы прозвали его Варнавой - сыном утешения.

Совершенно иначе складывается судьба Савла. Он примкнул к фарисейским кругам, в которых имя Распятого Иисуса произносилось с ненавистью, о Нём говорили как о самозванце тёмного происхождения, враге народа и соблазнителе Иудеи. Слушая старших законников, Савл проникался гневом, который казался ему священным. Встречи друзей-однокашников стали редкими и неприятными. Святой Иосиф-Варнава пытался спорить с Савлом, но в отчаянии затыкал уши, когда тот начинал повторять фарисейскую клевету на Спасителя мира. Затем всякое общение между ними сделалось невозможным. Савл стал соучастником убийства святого первомученика Стефана, он "терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу" (Деян. 8, 3).

Святой Варнава с ужасом слышал о злодеяниях, которые совершал друг его юности. Но не праведным гневом, а великим состраданием к Савлу переполнялось сердце Апостола Христова. Не месть беззаконнику, а любовь к несчастному грешнику заповедана сынам Нового Завета. Ополчаясь на Церковь Спасителя, Савл прежде всего губил собственную душу. Любовь к ослеплённому ненавистью другу не остывала в сердце святого Варнавы, и он неустанно молил Всемилостивого Иисуса: да дарует Он прозрение заблудшему Савлу. Молитва эта была услышана Господом.

Одержимый злыми замыслами против последователей Распятого, торопился Савл по дороге в Дамаск. Но внезапно Неизреченный Свет воссиял перед ним и кроткий голос Спасителя спросил: "Савл, Савл! что ты гонишь Меня?" (Деян. 9, 4). Господь призывал заблудшего на истинный путь. Савл оказался достойным призвания. В своих посланиях этот бывший гонитель с потрясающей искренностью кается в преступном прошлом.

Как гром с ясного неба, грянула в Дамаске проповедь новообращённого Савла, обличавшая совершённое фарисеями богоубийство и звавшая всех последовать Распятому и Воскресшему Иисусу. Ярость фарисеев против проповедника разжигало более всего то, что обвинение исходит из уст их недавнего сообщника. Опасаясь, что иудеи убьют Савла, христиане Дамаска отослали его в Иерусалим к Апостолам.

В Иерусалиме Бог послал Савлу встречу с другом его юности, святым Варнавой. Невольно содрогнувшись при виде Савла, святой Варнава испытал величайшую радость, когда тот припал к его коленям со словами: Прости меня, учитель правды! Всё сказанное тобою о Христе - истина. Того, Кого я раньше хулил, называя сыном плотника, - Того Самого исповедую Сыном Божьим.

Умиляясь, слушал святой Варнава это исповедание. Он поверил другу сразу, помня его пылкую искренность во всём и понимая, что Савл, столь горячо служивший своему заблуждению, теперь с ещё большей пламенностью обратился к служению Истине. Выслушав дивный рассказ Савла о явлении ему Света Божьего на пути в Дамаск, святой Варнава возблагодарил Господа, взял друга за руку и повёл его к старшим Апостолам.

Среди верных святой Варнава пользовался всеобщей любовью и уважением. Его свидетельства оказалось достаточно для того, чтобы раскаявшийся гонитель вошёл в апостольский круг. Чтобы стереть клеймо его тёмного прошлого, для новой жизни Савлу дали новое имя - Павел, что значит «малый». Так до конца земных дней первоверховный Апостол, смиренный Павел, считал себя меньшим и худшим из всех, недостойным апостольского звания.

Всевышний снова свёл вместе друзей юности, объединив их в служении Себе. Верным Дух Святой сказал: "отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их" (Деян. 13, 2). Вместе они странствовали по городам и странам, проповедуя св. Евангелие. Плечом к плечу противостояли они фарисейскому коварству и языческой свирепости, разделяли труды и страдания, неустанно возвещали миру о его Спасителе и радовались о людях, принявших их проповедь, вступивших на путь спасения. Апостол Павел первенствовал в слове - пламя его речей, в которых мощь разума сочеталась с пылким чувством, легко возжигало в сердцах святую веру. А Апостол Варнава, уже во всех церквах восхваляемый за благовествование (2 Кор. 8, 18) и совершенно чуждый всякой зависти, был счастлив успехами друга. Совместными трудами двух друзей и собратьев о Господе была просвещена родина Апостола Варнавы – остров Кипр.

В этих совместных странствиях у Апостолов был ещё один спутник, племянник святого Варнавы – Марк, совсем юный, изнеженный баловень из богатой семьи. Он не выдержал великих апостольских трудов, и в пути отстал от святых Павла и Варнавы. Потом он опомнился. Когда Апостолы сошлись в Иерусалим на Собор, Марк слёзно начал молить их взять его в новые странствия, обещая мужественно переносить любые лишения, страдания и даже смерть за Христа. Святой Варнава поверил своему племяннику и согласился взять его с собою, но Апостол Павел отказал наотрез. Беспощадный к себе, первоверховный Апостол был очень требователен к своим сподвижникам: всякое малодушие казалось ему изменой священному делу благовествования.

По поводу Марка между Апостолами произошла размолвка, в которой кроткий Варнава проявил необычную для себя твёрдость. Он не мог не снизойти к слабости юного Марка, не позволить ему вновь попробовать свои силы в служении Господу. Апостол Павел не смирился с этим и избрал себе нового спутника, святого Силу. А святой Варнава отправился в дорогу вместе с Марком.

Так пути друзей юности вновь разошлись. Всё это случилось по особому усмотрению Божьему, чтобы они, идя врозь, спасли большее число душ. В споре о юном Марке оказался прав не первоверховный Апостол Павел, а любвеобильный святой Варнава. Закалившись в совместных с ним трудах, святой Марк просиял несокрушимым христианским мужеством, подвигами, замечательными даже среди апостолов. Впоследствии и для первоверховного Апостола Петра любимым сподвижником являлся святой Марк. Этот бывший «робкий ягнёнок» предстал в истории как лев Александрийской Церкви. Перу святого Марка принадлежит одно из четырёх боговдохновенных Евангелий. И этот ярко горящий светильник зажжён кротким святым Варнавой - им воспитан великий Апостол и евангелист Марк.

Высоки и собственные апостольские заслуги святого Варнавы. Он проповедовал в Антиохии, Греции и Италии, первым явился возвестить о Христе в столицу империи Рим, где затем уступил место величайшим в силе и слове первоверховным Апостолам Петру и Павлу. Но более всего трудов святой Варнава положил на просвещение своей земной родины и по праву именуется Апостолом Кипра.

Здесь, в родном краю, Апостол Варнава принял и мученическую кончину от рук фанатиков синагоги. Бог открыл ему срок окончания его земного служения. Апостол позвал своего любимца, святого Марка, и сказал ему: В этот день я приму смерть от рук иудеев, как сказал мне Господь. Ты же похорони тело моё и иди к другу моему, Апостолу Павлу. Как и предсказал святой Варнава, в тот же день он был схвачен сонмищем иудеев и побит камнями. Убийцы хотели сжечь его тело, но оно осталось невредимым в пламени костра. Святой Марк похоронил Апостола, по его завещанию положив ему на грудь переписанное его рукой Евангелие от Матфея.

И после кончины Апостол Варнава продолжал благотворить своим землякам-киприотам. На могиле святого стали подаваться чудесные исцеления: хромые получали хождение, слепые прозрение, приводились сюда и бесноватые, и тотчас духи нечистые отбегали от людей с громкими воплями.

Сердечной молитвой и величайшей добротою, готовностью прощать и верить святой Варнава восставлял своих ближних из состояний тягчайших грехопадений. Будем же подражать ему в этом, как должно истинным сынам Нового Завета, - иначе вся вера наша выродится в пустое фарисейство, противное Христу Спасителю. Для каждого, чьё сердце начинает остывать в любви к ближнему, звучит предостережение: Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец (1 Ин. 4, 20).

Научимся же и мы от великого Сына Утешения доброте и кротости, милосердию и братолюбию, воспевая ему не одними устами, но от чистого сердца: «Господень был всеистинный служитель, озарил ecи проповедь твою, всем возвещати Христа Спаса: сего ради песнопеньми Божественную память твою Варнаво, совершаем». Аминь.

01_zakhei

Источник изображения - wikimedia.org

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее евангельское чтение, в неделею о Закхее, начинает подготавливать нас к Великому посту. В течение подготовительных недель и седмиц Великого поста нам с вами предстоит пройти путем восхождения от Иерихона, как города, изображающего нашу повседневную жизнь, преисполненную страстями и грехами, до Иерусалима – святого города, Царства Божьего. Пост является для нас возможностью изменить себя, стать хоть немного, но поближе к Богу. Пост может стать для нас определенным стимулом в том, чтобы положить начало в изменении своей жизни. Но чтобы пост принес нам духовную пользу, Церковь показывает нам, как правильно его пройти, опираясь на примеры из Евангелия.

И первым таким добрым примером для нас является Закхей, житель города Иерихона. Этот человек был начальником мытарей, то есть сборщиков податей. В то время Иудея была подчинена Римской Империи, и именно мытари занимались сбором налогов в пользу оккупационной власти. Наверное, и без того понятно, что эти люди были ненавидимы своими соплеменникам. К тому же, мытари, пользуясь своей защитой от римской власти, безнаказанно грабили своих соплеменников, беря гораздо более, чем полагалось собирать. Примером ненависти иудеев к мытарям могут являться и слова из Евангелия от Матфея, в которых согрешившего человека пытаются вразумить. Попытки вразумления человека заканчиваются словами: «... А если и церковь не послушает, будет тебе как язычник и мытарь» (Мф 15:17). Само же имя Закхей в переводе с еврейского означало «чистый», «достойный». Наверное, сочетание его имени с профессиональной деятельностью не могло не вызывать горькой усмешки у людей, с которыми ему приходилось иметь дело.

И вот, этот человек Захей, начальник мытарей, очень хочет увидеть Иисуса Христа. И это было не простой прихотью скучающего человека. Это не было желанием получить определенное впечатление, которыми можно было бы жить несколько дней, а потом так же безмятежно и благополучно о нем забыть, уйдя с головой в свои повседневные дела и заботы. Это было желанием прикоснутся к святости. Возможно, он увидел в этом шанс измениться, вырваться из повседневной греховной жизни и наконец-то приблизиться к Тому, Кто сможет преобразить его. Но шансов пробиться к Иисусу Христу у него практически не было. Людей вокруг Спасителя было такое количество, что подойти к Нему было просто невозможно. Каждый из окружающих Господа знал Закхея и пытался хоть в этом малом отомстить ненавистному человеку, оттолкнув и не пустив его ближе. Обладая низким ростом, Закхей понял, что не имеет никакой возможности даже издали увидеть Господа. Не похоже ли это порой на нашу жизнь? Как часто Господь открывается человеку, но повседневные дела, окружающая обстановка не позволяют ему приблизится к Богу. Подобно тому, как плевелами заглушаются маленькие ростки пшеницы, стремящиеся к свету, заглушаются намерения человеческой души, стремящейся к Богу. Эта толпа как будто бы призывала Закхея отойти от его замысла, вернуться к той спокойной, сытой, богатой, но пустой жизни, к которой он так привык! Но Закхей не хотел терять свою возможность. «Праведника от грешника отделяет лишь одно - решимость», - говорит преподобный Серафим Саровский, и именно этой решимости было преисполнено сердце Закхея. Он решился на действие, которое не соответствовало ни его возрасту, ни тем более его статусу. Он забежал вперед и залез на дерево, чтобы с него увидеть проходящего мимо Иисуса Христа. Сложно себе представить, что большой важный начальник, очень богатый, да еще и искренне ненавидимый своими земляками, способен на такое действие! Его поступок в глазах людей означал бы полную потерю авторитета, насмешки, шутки. И с этим ему предстояло жить дальше. Но Закхею это было уже не важно. Его сердца коснулась Благодать Святого Духа, и он не желал ее разменивать ни на что. Для него встретить Господа стало самым важным событием в жизни! И Господь, видя его стремление, видя направление его души, не оставил его. «Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк 19:5) - говорит Иисус Христос. С точки зрения правоверного иудея поступок Господа был бы просто немыслим. С мытарями вообще запрещалось общаться, кроме случая уплаты налогов, а тут еще не только беседа, но и посещение дома! Однако Господь взирает не на лицо, но на душу человека. «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мк 2:17) - говорит Иисус Христос. То, к чему стремился Закхей, в полноте исполнилось. Закхей меняется, и свидетельством этого являются его слова: «Господи, половину имения моего дам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк19:8). Это уже не жадный грабитель, не кровопийца, но преобразившийся человек. Вспомним, подобное преображение произошло и со св. равноап кн. Владимиром, и благоразумным разбойником. Сердце Закхея теперь преисполнилось любовью к ближним. Он готов половину своего имения раздать, а обиженным им людям не только вернуть то, что был должен, но отдать вчетверо больше! Для него, несомненно, это стало полным раззорением. Он совершенно добровольно лишал себя всего того, что копил всю жизнь! Но зато он приобрел главное сокровище своей жизни - Бога. Теперь этому главному сокровищу принадлежала его душа.

Господь Иисус Христос засвидетельствовал изменение его души словами «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк. 19:9). И сыновство Авраама вовсе не по плоти. «Авраам - отец верующих» (Рим 4:11), как скзано в Священном Писании, и эту веру, показанную Авраамом в своей любви к Богу, в полноте исполнил и Закхей всей дальнейшей жизнью. Согласно преданию Церкви он стал первым епископом в Кесарии Палестинской и сподвижником апостола Петра.

Это поучительное повествование служит прологом нашего духовного пути из Иерихона в Иерусалим, нашего шествия от подготовительных недель Великого поста к светлому празднику Пасхи. Нам, как и Закхею, предстоит возвыситься, чтобы Господь увидел нас. И это возвышение может быть в смирении, а также в стремлении подняться над нашими страстями и грехами: ленью, нерешительностью и малодушием, зависимостью от людского мнения. Как и Закхей, мы призваны стать «чадами Араама», чтобы, как он, ходить перед лицом Божиим, а не перед лицами людей. Чтобы не только внешне быть благочестивым, но внутренне быть исполненным любви к Богу и ближним.

Нам следует быть не толпой, окружающей Спасителя, ждущей чудес, ярких впечатлений и исполнений своих личных просьб и желаний. Мы призваны к большему: стать учениками Господа, любящими Его всем сердцем и живущими по Его святым заповедям.

Уже скоро мы с вами услышим слова великопостного тропаря: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Дай, Господи, и нам принять Тебя в дома наших душ, как некогда принял Тебя Закхей. Аминь