10semya

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали притчу Господа о сеятеле и семени. Вышел сеятель сеять. И вот одно зерно упало при дороге, и было поклёвано птицами; другое упало на каменистую почву и засохло, третье - упало в сорную землю, и было заглушено сорняками. А четвёртое упало на хорошую почву, давшее обильный плод. Смысл этого рассказа объяснил Сам Господь, сказав, что семя есть Слово Божье, которое хочет вложить в нас и веру, и совесть, и благочестие. От того, как мы принимаем Слово Божье, какую почву для него представляем, происходит то, что иногда оно совсем не входит в душу, или, взойдя, глохнет, или же разрастается в великое доброе дерево - в какого либо великого молитвенника, подвижника.

Семя, упавшее при пути, - сказал Спаситель, - это суть слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись (Лк. 8,12). Отец лжи - дьявол, вот кто, прежде всего, мешает плодоносному и спасительному действию в нас Слова Божьего. Он похищает у нас Слово Божье, наполняет душу всякими сквернами и увлекает различными чувственными страстными представлениями. В самом деле, кто погубил наших прародителей, убедив их нарушить Богом данную заповедь? Человекоубийца – дьявол. Диавол искушал нашего Спасителя, погубил Иуду, заставил ап. Петра трижды отречься от Христа, и только искреннее слёзное покаяние и молитва Господа спасли великого апостола от отчаяния. Так было прежде, так наблюдается и теперь. Его злобные действия ясно замечали на себе все внимательные к своим душевным движениям истинные последователи Христа, все подвижники Христовы. Те, кто читал дневник преподобного Иоанна Кронштадского, вполне убедились в этом. Наблюдая внимательно за собою, мы обнаруживаем, что бывают минуты, когда является желание помолиться пламенно, усердно. Мы чувствуем, как неземная радость наполняет наше сердце. С чувством глубокого смирения мы преклоняем свои колена пред пречистым ликом Спасителя и Божьей Матери. Но проходит минута, и мы начинаем осознавать, как что-то холодное и тяжелое надвигается на нашу душу. Радостного настроения, охватившего нас в начале молитвы - как не бывало, мысли рассеялись. Что это значит? Откуда такой холод? Несомненно, от дьявола. Это он леденит нашу душу, он отвлекает от Бога наше сердце. Почему же такую силу имеет влияние на нас дьявола? От нашего легкомыслия, рассеяния, беспечности. Ведь у многих душа, что дорога, проездной путь. Как на дороге по ней снуют одно за другим, встречаются, сталкиваются, перегоняют друг друга разные суетные мысли, всякие желания похоти, страсти. Человек совсем не разбирается в них и отдается всем им. Человек не сознает, что чаще всего в его душе проходят такие желания и помышления, с которыми нужно бы бороться. Он не понимает также, что по временам в душу человеческую Господь ниспосылает такие добрые веяния, которые следовало бы всячески охранять и несогласное с ними бесповоротно гнать из души. Человек не знает часто главного, что должен был бы знать - не знает самого себя, что в нём есть, почему его тянет туда, или сюда; почему он сказал то, или другое, почему сейчас он поступил именно так, а не иначе. Но раз в духовном отношении он идёт туда, куда погонит его вихрь его мыслей, чувств и желаний, он становится открытым для всякого греха и благодаря разным приманкам может незаметно для себя затянуться в греховную жизнь вплоть до потери образа Божьего. А бывает - и до потери образа человеческого. Так действительно случается с человеком, не дающим себе отчёта в своих словах, желаниях и поступках. Не напрасно Спаситель и св. апостолы и св. подвижники призывают нас к тому, чтобы мы зорко наблюдали за собой и строго сверяли свои желания и действия с законом Божьим. Это нелёгкая работа: вникать в свою душу, замечать и умело направлять к желанной доброй цели происходящее в ней. Куда легче жить так, как живётся, безо всякой цели. Но такая душевная работа обязательна для каждого христианина, потому что только тогда мы можем идти вперёд по пути добродетели. С успехом отражать козни дьявола, когда тщательно изучим себя, когда для нас будет ясно не только то, что именно в нашей душе есть или произошло греховного, но и то, как это греховное заманивает нас, соблазняет, стремится вызвать наше сочувствие к себе.

А зерно, падшее на камень, - сказал Спаситель, - это те, которые с радостью принимают слово, но которые не имеют корня и временем веруют, а во время искушения отпадают (Лк. 8,13). Наше малодушие и боязливость, проявляемые нами во время напастей, часто препятствуют спасительному действию в нас Слова Божьего. Как носящий в себе образ и подобие Божье, человек восторгается, услышав Слово Божье, но как падший, как данник греха, он часто не может принять Слово Божье всем сердцем. Мы слишком любим мир и то, что в мире. Поэтому, когда постигают нас скорби, когда нужно пострадать Евангелия ради, мы соблазняемся, начинаем роптать на Бога, доходим до отчаяния. Как же быть? Как же вести себя во время напастей? Во-первых, подражать примеру праведного Иова, который, узнав о потери своего богатства, о смерти своих любимых детей, не только не поколебался в своей вере, но безропотно принял и перенес постигшее его несчастье. Господь дал, Господь и взял, как угодно было Господу, так и сделалось, да будет имя Господне благословенно (Иов. 1, 21). А на совет убитой горем своей жены произнести хулу на Бога, Иов отвечал: Ты говоришь как безумная. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злое не будем переносить? (2, 10). Во-вторых, надо подражать христианским подвижникам, которые за Христа, за Слово Божье с радостью претерпели все скорби и неприятности жизни. Они были уверены, что всякая скорбь посылается от Бога для нашей же пользы: или для очищения наших грехов, или чтобы возвести человека на высшую ступень добродетельной жизни, и через то удостоить его высшего блаженства.

А семя, падшее в терние, это те, которые слушают слово, но заботами, богатством, и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода (Лк. 8, 14). Житейская суета, житейские заботы, вопросы о личной безопасности, желание всякими правдами, а больше конечно, неправдами, скопить побольше денег, любовь к мирским удовольствиям, - вот, что ещё препятствует по учению Спасителя плодотворному действию в нас Слова Божьего.

Итак, притча Спасителя о сеятеле имеет отношение ко всем нам: каждый из нас слушает Слово Божье, и так, или иначе, воспринимает его. Христос хвалит только глубокое восприятие Божественного Слова, которое, укоренившись в сердце человека, растёт при всех искушения и несчастиях и даёт обильный плод – добродетельную жизнь, подобно тому, как и каждый земледелец бывает доволен доброю почвою, приносящею обильный урожай,

Вот и сейчас, братья и сёстры, во имя Христа, во имя Божье, только что совершился во время церковной службы посев в наши души словами апостольского чтения, Евангелия, словами песнопений бросались в наши души святые семена Божьей воли. Что же, вырастет ли что-либо из этих семян? Не ждёт ли Господь доброго плода в нас от этого сеяния? Перед уходом из храма подумаем минутку, что мы отсюда уносим. Шевельнулась ли в душе добрая мысль, защемило ли болью совесть, захотелось ли хоть на минутку после богослужения жить лучше, чище, праведнее? Если – нет, то где же мы были во время посева? Тогда значит, в то время когда Христос - Сеятель проходил невидимо мимо нас в храме, мы затворили наглухо двери души, и ни одно зерно не попало в душу. Неужели есть и между нами такие, у которых не только сердце, но даже уши не воспринимают Слова Божьего? Думаю, что таких немного. В притче Господней даже камень принял семя, хотя и поверхностно, дав слабый росток. Если нет между нами таких, которые совершенно отвергли семя Слова Божьего, то подумаем, что будет с нашим посевом завтра? Вот семя принято. Куда мы пойдём с ним? Если на разгул, пустые суетные беседы, то ведь там затопчут его люди пустыми словами, песнями. Заглушит его сорная трава злых впечатлений. Если мы пойдём домой, и будем пребывать в праздности, пить, есть, не думая о посеве, то и тогда семя может погибнуть. Праздность для духа то же, что засуха для поля. Если даже семя запало в сердце, то и тогда его убьёт бездействие.

Чтобы для нас не погибло то, что церковь посеяла сегодня, тотчас после святой службы, взрыхлим нашу душу вспоминанием о слышанном в храме. Укрепим корни молодого посева размышлениями и поскорее приложим полученные в храме наставления к нашей жизни. В противном случае, тогда что же для нас воля Христа Бога нашего вообще? Зачем же мы ходим в храм, слушаем Слово Божье? Зачем же называемся христианами? Подумаем об этом, братья и сёстры, и не будем пренебрежительно топтать воскресный посев, зная, что препятствует плодотворному действию в нас духовного семени, и будем избегать всего этого. Аминь.

09propoved

Источник Изображения - pravoslavie.ru

Послушаем ещё раз сегодняшнее евангелие: Что вы зовёте Меня: Господи! Господи - и не делаете того, что Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Очевидно, что в рассказанной Спасителем притче о строителях домов, противопоставляются люди слышащие и говорящие с людьми делающими и исполняющими. Господь показывает различие между послушными и непослушными слушателями на примере мудрого строителя, который глубоко копал и основал дом свой на камне, и глупце, который не хотел слишком утруждать себя и построил дом на песке. Посторонний человек, глядя на законченные дома, не заметил бы между ними никакой разницы. Потому, что отличие было в фундаменте, а фундамент не виден. Лишь когда поднялась буря – открылась разница: дом на каменном основании остался непоколебим, дом же на песке - развалился.

Также и люди, называющие себя христианами, часто похожи друг на друга. Бывает трудно понять, кто из них истинные христиане, а кто только облик имеет благочестивый. На первый взгляд и те и другие, кажется, ведут христианскую жизнь. И те, и другие читают Св. Писание, посещают церковь, слушают проповеди, крестятся, держат дома много икон, могут рассуждать о Божественном. Определить между ними разницу очень трудно, потому что глубокое основание их жизни скрыто от глаз. Вопрос не в том, слушают ли они учение Христа (и даже не в том, верят ли они этому учению), но в том, делают ли они то, о чем слышат. Лишь буря откроет истину. Иногда буря гонений, или ветер несчастья, или поток соблазнов показывает, что мы за люди. Благочестие нелегко отличить от его подделки, пока не придет испытание.

Истина, о которой рассказывает Спаситель, состоит в том, что ни рассудочное знание, ни словесное исповедание, хотя они и важны сами по себе, не могут заменить послушания. Вопрос не в том, как мы молимся, долго ли, вдохновенно, со слезами ли, и не в том, что мы говорим о Христе, правильно ли, красиво, благоговейно ли. Вопрос в том, делаем ли мы то, что говорим, и делаем ли то, что знаем. Другими словами, является ли наша вера основой нашей повседневной жизни.

Спаситель всегда подчеркивает, что истинно слушающие и исповедующие Его, всегда будут Ему послушны, выражая веру свою в делах. Апостолы Иисуса никогда не забывали это учение. Это видно из их Посланий. В 1 Послании Иоанна, например, много подобных предостережений: Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжём... Кто говорит: «Я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нём истины (1 Ин. 1, 6; 2, 4). Послание Иакова, с другой стороны, полно опасений по поводу рассудочного знания. Фарисейство не может спасти, как пишет он, но лишь вера, выраженная в добрых делах; поэтому мы должны быть исполнители слова, а не слышатели только (Иак. 1, 22-25; 2, 14-20).

Применяя это учение к самим себе, мы должны признать, что хождение в храм, чтение молитв и Евангелия ещё не делает человека православным. Наша принадлежность к Церкви накладывает на нас серьёзные обязательства, мы должны услышанное и исповеданное нами претворять в своих делах.

Спаситель даёт Своим последователям не просто свод нравственных правил, идеалов, которые полностью отличаются от пути мира, но призывает их отвергнуть господствующую мирскую культуру в пользу христианской. Неоднократно мы слышали в Писании призыв Господа к Своему народу - отличаться от всех остальных. Он призывал нас быть солью земли и светом мира. Это Он назвал мир лежащим во зло и разлагающимся. Его ученики должны быть солью, предотвращающей гниение. Над нашим миром довлеет тень смертная. Ученики Иисуса должны быть светом, рассеивающим его тьму и сумрак мира.

Сегодняшнее Евангелие указывает нам, что наша праведность должна быть глубже, чем внешнее благочестие. Она должна касаться наших сердец, а наша любовь должна обнимать даже наших врагов. В благочестии должны мы избегать показушности лицемеров, а в молитве - многословия язычников. Вместо этого, наше пожертвование, молитва и пост должны быть доброхотными, без самооправданий, в них должна выражаться наша христианская целостность. Сокровищем своим мы должны выбрать то, что сохраняется в вечности, а не то, что разрушается на земле, т.е. - Бога, а не деньги или имущество. Наш ум должен быть занят не собственной материальной обеспеченностью, а распространением Божьего закона и правды в мире, продолжение дела Христова.

Верный ученик Христов, Апостол Павел, следуя наставлению своего учителя, призывает нас: не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2). В этом и состоит выбор: следовать за толпой или за Христом, быть тростью, колеблемой ветрами политической пропаганды, общественного мнения или находиться в повиновении Слова Божьего. Господь постоянно напоминает нам о неизбежной необходимости выбора. И этот выбор намного важней выбора работы или спутника жизни.

Поэтому и сегодняшний Евангельский отрывок изображает нам два пути - узкий и широкий и два здания - на камне и на песке. Господь в очередной раз показывает нам важность выбора между ними: один путь ведёт к жизни, другой - заканчивается гибелью, одно здание надёжно, а другое ожидает падение. Аминь.

Филиппины, город Генерал-Сантос, домовый храм в честь Воскресения Христова

Перевод с английского