11raphaelАрхимандит Рафаил Карелин. Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: М., 2004

В чём заключается это искусство - искусство жить? Автор настоящей книги, архимандрит Рафаил (Карелин), даёт на этот вопрос ответ неожиданный, от которого многим, быть может, станет в первый момент не по себе. Искусство жить заключается, согласно его точке зрения, в умении... умирать. Да, действительно умирать - для мира, для царящего в нём греха, для поработивших наше сердце страстей.

Отрывок из книги

Шестая заповедь: Не убий (Исх. 20, 13). Убить - значит уничтожить, лишить жизни. Первый убийца - это демон, который лишил человека вечной жизни, оторвал его от Бога - источника и полноты бытия, подчинил власти ада и смерти. После своей земной жизни человек переходит в вечность. Убийца прежде всего тот, кто лишает, как бы отнимает у него истинную жизнь в вечности. Потеря вечности - самая страшная катастрофа. Это непоправимое несчастье, неисцелимая болезнь, чёрная бездна, откуда уже нет возврата. Поэтому худший вид убийства - это отнять у человека веру, разлучить его с Богом, сделать для него конец земной жизни началом инобытия как мучительного состояния без любви и надежды. Душа человека наполняется какой-то страшной чёрной пустотой. Он понимает, что потерял, но в то же время без благодати сердце его не может любить Бога. Он не только попадает в рабство сатане, но и делается подобным ему. В этом заключается страшная тайна вечных мук, невозможность обратиться к Богу той душе, которая, страдая, кричит: "Ненавижу!".

Человеческая душа есть образ и подобие Божие. Бог подаёт человеку благодать, чтобы привлечь его к Себе. Человек, отвергая благодать, как бы "убивает" её в себе. Грешник, отвергший Бога, - это богоубийца в собственном сердце. Это страшная тайна греха. Грешник не хочет, чтобы Бог существовал. Он ненавидит Бога, а вечная жизнь - это любовь к Богу как мистическое единство. Здесь, на земле, святые стяжали огонёк любви к Богу и больше всего на свете старались хранить этот огонёк, чтобы бури страстей не погасили его. По смерти же их любовь из маленького огонька, из пламени свечи превратилась в яркое солнце.

Грех - это искра ненависти к Богу; не встречая препятствий, разгораясь всё больше и больше, она клокочет в глубинах души, как страшное подземное пламя, помрачая ум клубами дыма и опаляя сердце огнём страстей. А после смерти это внутреннее богоотвержение превращается в чёрный огонь ада. В каждой страсти заключены страдания и скорбь, но в каждой страсти есть и какое-то тонкое демоническое наслаждение; есть это адское, смешанное с мукой наслаждение и в ненависти.

В вечности грешник живёт ненавистью к Богу, и в то же время, он ненавидит святых за то, что они пребывают в той же вечности с Ним. Он ненавидит и таких же грешников, как он сам, ибо в них видит уродство своего греха. Он ненавидит демона - как раб - жестокого господина. Он ненавидит самого себя, он проклинает день своего творения; он ненавидит родителей за то, что они дали ему жизнь. Он ненавидит Бога, потому что Бог есть любовь. У него только оно утешение: своими страданиями в аду он "досадил" Богу, но не покорился Ему...

10savva01Схиигумен Савва. Изд-во "Лествица" - М., 2006

Практика жизни показывает всем, кто желает внимательно присмотреться к людям, что таинство исповеди оказывает на душу человека необыкновенно благотворное влияние. Нечестивый человек становится благочестивым. Нередки случаи, когда в одно мгновение человек перерождается до неузнаваемости. Об этом часто говорят и пишут те, с кем это произошло.

Отрывки из книги

Что такое грех? Апостол Павел грех называет жалом смерти (1Кор. 15, 56), т. к. грех умерщвляет душу, лишает её вечноблаженной жизни. Конец греха - смерть.

Грех есть нарушение воли Божией, заповедей Божиих.

Грехи совершаются делом, словом и помышлением, а также пятью чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом и осязанием.

***

Грех отдаляет человека от Господа и сближает с диаволом. Иисус Христос сказал: "Аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха" (Ин. 8, 34), а не раб Бога Живаго. Ещё сказал: "Ваш (грешников) отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине" (Ин. 8, 44).

Корень греха таится в самом человеке, в человеческом сердце, в его сознании и его желаниях.

Общая греховность (влечение ко греху) - это печальный удел всего человечества. "Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" (Быт. 6, 5).

И апостол Павел пишет: "Мы знаем, что закон духовен, а я (человек) плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех" (Рим 7, 14-20).

И действительно, кто не испытал на себе силу влечения греха, захватывающего нас помимо нашей воли? Очень часто бывает, что мы намерены сделать одно, а делаем совершенно другое, даже противоположное своим намерениям. Хотим утешить человека, хотим сказать ему доброе, ласковое слово, а в разговоре, неожиданно для себя, вставим колкое, обидное слово или даже обличительное. Хотим встретить и проводить любимого и уважаемого нами человека, оказывая ему все знаки внимания и почтения, а расстаёмся чуть ли не врагами...

Человек как бы сам не свой бывает, когда находится во власти греха. Он действует вразрез со своими самыми истинными убеждениями и искренне добрыми намерениями. Поэтому и говорится, что согрешить - дело человеческое, но пребывать во грехе нераскаянным - диавольское. Господа Бога не столько раздражают наши грехопадения, сколько наше нежелание исправиться, наше коснение во грехах.

Когда мы невольно вовлекаемся в грех, тогда должны с особо сильным чувством сокрушения и раскаяния умолять Господа Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь о помиловании, ибо это признак того, что в нас живут и действуют другие грехи, которые мы любим и с которыми не хотим расстаться. Вот они-то и вовлекают нас в новые грехи, в которые мы и не хотели бы впасть.

Бывает иногда так: вдруг (особенно во время разговора) на душу налегла тяжесть. В чём дело? Оказывается, это голос совести: "Кончай. Грешишь". Стоит только поскорее уйти от собеседника, а иногда переменить тему разговора, и в душе опять мир, тишина и даже радость. А если не обратить внимание на эту тяжесть и продолжать своё дело (празднословие, осуждение, а то и клевета), тогда тяжесть усиливается, усиливается... Совесть уже не с нежностью предостерегает, а громко, т. е. чувствительно требует: "Остановись! Не греши!" Если и в этом случае не послушаешься совести, то она умолкает. В душе - ни тяжести, ни радости... пустота! Благодать оставляет человека до времени покаяния.

***

Христос явился в мир, чтобы победить зло (грех, проклятие и смерть), и Он победил его Крестом Своим, так и всякий христианин, который принимает твёрдое решение бороться со злом внутри себя и вне себя, побеждает его своим крестом, т. е. безграничным терпением, благодушным перенесением всех напастей, скорбей и болезней.

Таков закон Божий! Об этом и Христос предупреждает своих последователей: "В мире скорбни будете" (Ин. 16, 33), ибо "Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю" (Апок. 3, 19), и апостол Павел учит: "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян 14, 22).

Трусы и себялюбцы не хотят бороться со злом, потому что боятся страданий, а мудрый псалмопевец пророк Давид, восклицает: "Благо мне, что я пострадал... (ибо) Прежде страдания моего я заблуждался, а ныне слово Твое храню" (Пс. 118, 71, 67)

22musaka03

- Баклажаны - 1 кг

- фарш говядина или баранина - 500-700 г

- лук - 2 шт.

- масло оливковое - 6 ст. л.

- чеснок - 2-3 зубчика

- базилик сушёный - 1 ч. л.

- чёрный перец, соль

- пучок петрушки

- томаты - 3-4 шт.

Обжариваем в оливковом масле чеснок для аромата. Затем, отложив чеснок, обжариваем до золотистого цвета лук. Также обжариваем фарш до исчезновения сока. Фарш не должен быть слишком сочным. Добавляем очищенные томаты, специи, соль. В конце петрушку. Баклажаны нарезать вдоль пластинами, посолить и оставить на 10 мин, затем промыть и обсушить салфетками. Обжарить с двух сторон до полуготовности на сковороде с небольшим количеством растительного масла. 

Соус бешамель:

- мука - 2 ст. л.

- сливочное масло - 30 г

- молоко - 0,5 л

- сыр тёртый - 50 г

- мускатный орех - 0,5 ч. л.

- соль.

Муку слегка обжарить на сливочном масле, непрерывно помешивая влить горячее молоко, довести до кипения. Затем добавить тёртый сыр, соль, мускатный орех.

В форму укладываем слоями баклажаны, фарш, можно ещё слой томатов дополнительно, сыр, опять баклажаны, фарш, томаты, сыр и ещё раз баклажаны. Заливаем соусом и посыпаем сыром. Выпекаем при температуре 180 градусов 30-40 минут до румяной корочки.

Дополнительно понадобится ещё 100 г. сыра на обсыпку и 3-4 томата при формировании слоёв мусаки. 

22musaka0722musaka0422musaka0922musaka0122musaka0622musaka0822musaka1222musaka1322musaka1022musaka14

22tsvetok

Источник фото - c.pxhere.com

Ранним утром шагну на залитую солнцем поляну,
Где лоза винограда струится по белой стене,
То ли сон продолжается сладкий и странный,
То ли солнце пятнистым узором играет в траве.
_
Захмелею от синего неба и запахов пряных,
Растворится бесследно ночное моё забытьё,
И в зелёной оправе ветвей бархатисто-кудрявых
Ярко-красным цветком распускается сердце моё.
_
Словно платье, надену волшебное тихое утро,
Ради этих блаженных минут вышла я за порог,
Всё сначала, всё солнечно, чисто и мудро,
Я люблю тебя, мой новый день - ярко-красный цветок...
 

Лариса Чупрова, 2009 г.